Сексолог, психотерапевт, руководительница московской клиники Mental Health Center Амина Назаралиева подробно рассказала о новых тенденциях, изменившихся взглядах общества на секс и в частности — почему секс играет далеко не самую важную роль в жизни современных подростков.
Потапова: Возвращаясь к трендам в сексе и в отношениях, я читала в вашем интервью, что сейчас действительно наблюдается тенденция, когда многие подростки отказываются от секса, по крайней мере, секса с другими людьми. Как вы думаете, почему это происходит? И распространяется ли это явление на другие поколения, не те, кто сейчас тинейджеры, а люди постарше?
Назаралиева: Существуют разные объяснения, разные попытки, скажем так, объяснить, что происходит. И одно из объяснений, которое мне кажется очень интересным, и оно согласуется с моими наблюдениями, это то, что люди меньше занимаются сексом, который им не нравится. Похоже, раньше они просто участвовали в сексе, который им не нравится, по разным причинам: потому что все так делают, потому что надо, потому что я не хочу быть «белой вороной», потому что на меня надавили и я согласился, или согласилась заниматься сексом, которым не хотела. Вот потому, что у нас больше, возможно, так сказать, внимания уделяется насилию, и мы внимательно следим за нашими детьми, в том числе, мы иногда следим за ними настолько, благодаря гаджетам и новым технологиям, что эта тревога, возможно, передается детям, мы не оставляем пространства для их частной жизни. Возможно, это тоже срабатывает.
Потапова: Мне кажется очень реалистичным вот эта теория.
Назаралиева: Да. Плюс к тому, наши дети как будто бы чуть позже взрослеют, чем мы взрослели, и вероятно, у них очень много тревог, связанных с коммуникацией с другим живым человеком. И изменились практики, так сказать, ухаживаний. Если двадцать-тридцать лет назад люди знакомились в барах где-то, легко знакомились на улицах, на работе и так далее, то сегодня ты как-то странно выглядишь, и неуклюже, и подозрительно, если ты подойдешь к другому человеку на улице или в транспорте, или в ресторане, или в баре. И на работе тоже не очень понятно, что это, харассмент, не харассмент, лучше не рисковать. И все ушло онлайн, все знакомства вышли в онлайн. Теперь один свайп туда или сюда, и ты можешь заматчиться, но это не очень помогает, потому что большинство матчей не заканчиваются не то что даже встречей и свиданием, а часто перепиской. И для многих людей эти приложения работают как, в каком-то смысле, способ справиться с тревогой, со скукой в течение рабочего дня, например, или вечером, если накрыло одиночество. Там нет вот этой настоящей живой человеческой связи, контакта с другим. Вместе с тем полно доступного порно, и за десять минут, если у тебя возникло какое-то сексуальное напряжение, ты можешь легко разрядиться привычным для тебя, совершенно гарантированно работающим эффективным способом, с помощью мастурбации. Плюс эти картинки меняются, они могут быть очень возбуждающими, ты можешь выбирать. И все, и тебе не нужно вставать куда-то посреди ночи, ехать на другой конец Москвы, разговаривать…
Потапова: Ухаживать.
Назаралиева: Ухаживать, да, с непредсказуемым финалом совершенно, как оно все пойдет. И я думаю, все это вместе работает, плюс высокие нагрузки. Большинство родителей, причем даже родителей, которые скромно зарабатывают, стремятся сделать очень плотным расписание своих детей, после школы куча кружков еще, и постоянно развивать, развивать, очень интенсивно воспитывать своих детей. И это тоже, ребенок, он как топ-менеджер, приходит и валится с ног, зачастую у него нет сил на какую-то коммуникацию, он не высыпается. Подросткам очень…
Потапова: Все как и у взрослых.
Назаралиева: Да, все как и у взрослых. Возможно, все это вместе работает.