В конце 2018 года Денис Катаев традиционно составил списки самых заметных и важных фильмов этого года. Всего получилось 7 позиций, но в некоторых случаях несколько картин поделили одно и то же место, потому вышла полноценная десятка.
7 место. «Айка» Сергея Дворцевого, «Подбросы» Ивана И. Твердовского, «Ню» Ян Гэ
«Айка». Москва в сугробах, беспросветная и мрачная зима, вечная толкотня и пробки, каша под ногами и неприветливые лица вокруг — такой суровый портрет в сумерках города эпохи Собянина рисует режиссер Дворцевой. В этом темном царстве пытается как-то выжить Айка — нелегальная мигрантка из Киргизии. Айка никому не нужна, ее как будто не существует, в мире успешного и вечно спешащего мегаполиса таким здесь не место. Она хуже бездомной собаки, которую всегда могут вылечить в ветеринарной клинике, куда она всеми правдами и неправдами все-таки устраивается работать. Мы наблюдаем за этой герметичный одиссей главной героини, а режиссер делает кино, в котором буквально нет воздуха, в мире Айки нечем дышать, она всегда в тисках, зажата, и вырваться не получается.
«Подбросы» Твердовского выходит самым радикальным российским проектом года. Сказка про российскую коррупцию, где на первый взгляд полностью раскрывается сущность российских проблем. В организованную преступную группу попадает мальчик из интернета, которого неожиданно решила вернуть мать. У него есть особенность — он не чувствует боли. Теперь его жизнь изменилась, он изображает жертву, подбрасывается под колеса важных людей на дорогих автомобилях, которых решили подставить или шантажировать. В итоге Твердовский рассказывает страшную историю про общественную перверсию, изображает не людей, а функции, которые давно потеряли что-то человеческое и мутировали.
«Ню» Ян Гэ — самый яркий дебют года. Актриса «Гоголь-центра» решила на фоне любовных переживаний сделать свое интимное высказывание кишками наружу. Получился дневник ее сексуальных похождений, достаточно подробный и противоречивый. Но все это настолько безумно, парадоксально, наивно, с личными признаниями и женским отчаянным манифестом, что этой авантюрой неизбежно очаровываешься.
6 место. «Пылающий», Ли Чхан-дон
6-ое место занимает самый поэтичный и эстетский фильм этого года - «Пылающий» корейского режиссера Ли Чхан-дона по рассказу Харуки Мураками из официальной программы Каннского кинофестиваля, где он получил почетный приз ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ, а по мнению многих, был достоин большего. Это очень тонкое высказывание, невероятно чувственная притча, где в каждом кадре — эссенция киноволшебства.
5 место. «Холодная война», Павел Павликовский. «Дикая жизнь» Пол Дано
«Холодная война» — это польский" Ла-Ла Ленд". Камерная, но при этом масштабная история взаимоотношений интеллигентного дирижера и своенравной провинциальной певицы после окончания Второй мировой, которая тянется десятилетиями на фоне исторических катаклизмов. Но Павликовский проходит вскользь по политическим противоречиям, его главный фронт — противостояние двух главных героев, которые вроде бы не могут друг без друга, но и вместе никак не получается. Их сердцам не хочется покоя. Взаимные обвинения, разлуки и любовь до смерти — их легкость бытия.
«Дикая жизнь» — это семейная драма, от которой тоже неизбежно защемит сердечко. На экране — распад американской семьи из ретро-Монтаны конца 50-х. Это грустный и честный семейный портрет в интерьерах глазами мальчишки, их сына, который вынужден в одночасье столкнуться с какой-то другой, необычной для него реальностью. Папа уходит, а мама встречается с каким-то полным дядей в костюме и с деньгами, и что будет дальше — не вполне ясно. Вот таким недоуменным взглядом подростка мы и смотрим на то, как заканчивается прежняя жизнь, а начинается незнакомая, сложная и совсем не идеалистичная, не как в сказках из детства.
4 место. «Слон сидит спокойно», Ху Бо
«Слон сидит спокойно» из программы Берлинского кинофестиваля. Это дебютный и так получилось, что последний и единственный четырехчасовой фильм молодого китайского режиссера и писателя Ху Бо. Так вышло, что еще до премьеры картины он покончил с собой в возрасте 29 лет. Но фильм не только поэтому стал сенсацией, это и правда сильное эмоциональное потрясение. Это филигранная китайская притча, один бесконечный день из жизни современных отверженных и ненужных людей, каждый из которых одновременно оказался на обочине жизни и потерял опору. Это несколько трагических линий, соединяющихся в одной точке.
3 место. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», Филип Гренинг
Немецкая картина режиссера Филипа Гренинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот». Эстетская философская радикальная притча про двух подростков, которые с помощью немецкой философии познают жизнь и выясняют свои отношения с бытием и ничто. Предыдущий фильм Гренинга «Жена полицейского» успел очаровать фестивальную аудиторию несколько лет назад. Этот брат оказался совсем другим, но все же также вызывающим.
2 место. «Рома», Альфонсо Куарон
Безусловный фаворит всех кино-рейтингов. Это лучший фильм Венецианского кинофестиваля — «Рома» Альфонсо Куарона. Этот фильм интересен не только своим кино-чудом, «Рома» спродюсирован Netflix, поэтому даже не надо ждать проката. И это, конечно, большой успех для этого сервиса, который был изгнан из Канн, чья политика продолжает защищать выход фильмов на большом экране. «Рома» — камерная черно-белая предновогодняя история. После «Оскара», покорения американских просторов со своими блокбастерами, и космических — в случае «Гравитации», Куарон возвращается на родную почву — в Мексику 70-х. «Рома» — это не Рим и не имя, это название квартала в Мехико, где он вырос, там и разворачивается размеренное и довольно подробное действие картины. Привычная жизнь благополучной семьи трещит по швам во время подготовки к празднованию Нового года.
1 место. «Экстаз», Гаспар Ноэ
Последняя дискотека французского режиссера Гаспара Ноэ. Радикальная хореография, смертельный диско-трип по самым темным уголкам человеческого подсознания, снятый с минимальным бюджетом, но при этом выглядящий как настоящее большое кино, которое поглощает моментально. Молодые танцовщики, электронная музыка 90-х и сангрия — главные ингредиенты этой картины. Снятое как будто одним кадром кино о коллективном безумии — главный и самый безумный фильм года, фильм-предупреждение, инфернальное послание провокатора Ноэ.