Лекции
Кино
Галереи SMART TV
«Мы глубоко больны, мы — рабская страна»: Николай Усков о том, как Ельцин и Горбачев ломали матрицу России
Читать
03:48
0 10050

«Мы глубоко больны, мы — рабская страна»: Николай Усков о том, как Ельцин и Горбачев ломали матрицу России

— Как всё начиналось

Журналист, главный редактор журнала Forbes Николай Усков объяснил, почему Ельцину и Горбачеву не удалось сломать рабскую матрицу России и как страна может уйти от своих пороков.

Полную версию интервью с Николаем Усковым смотрите здесь.

Как бы вы объяснили то, что и Ельцин, и Горбачев во всех социологических опросах в нашей стране падают в самое дно, как самые непопулярные руководители государства?

Потому что они пытались сломать матрицу, они пытались сделать страну качественно другой, а страна не всегда понимает, что она хочет этого. То есть это надо, мы никуда от этого не уйдем, но это слишком болезненная для нее операция, и хирурги в данном случае рассматриваются причиной боли, а не болезнь. Хотя мы больны, мы, конечно, глубоко больны, мы рабская страна, мы страна с очень неразвитыми общественными институтами и государственными институтами, с невнятной частной собственностью. Мы склонны к воровству, к лицемерию, к ханжеству, у нас очень много социальных пороков, мы жестоки.


Это количество брошенных детей при живых родителях, количество абортов, количество семейного насилия, мы страна страшная. И попытка вывести эту страну на какую-то новую модель, она вызывает боль, потому что люди не хотят меняться, не хотят ломаться, не хотят чем-то жертвовать часто.

Я ведь не преувеличиваю, что в результате вот этих событий и этих идей, которые витают в воздухе, вы, в конечно счете, выбрали свой путь, как человек, который пытается изменить страну. Просто он пытается это сделать не политическими способами, а форматированием своих изданий, редакционной политикой. Вы все равно убеждены в том, что наше будущее — это Запад, что просвещение будет благом для нас и так далее? Зачем, при такой общей безвыходной картине, которая очень на долгие годы воцаряется, вы все равно продолжаете это делать?

Потому что я считаю, во-первых, мне самому так приятно и комфортно, это моя…

Самому с собой?

Самому с собой, мне просто приятно и комфортно делать то, что мне интересно, с одной стороны. С другой стороны, я полагаю, что, конечно, ваши усилия, мои усилия, усилия очень многих других журналистов, писателей, общественных деятелей, направлены именно на выращивание нового поколения людей, которые будут в состоянии ответственно относиться к вызовам нашего времени и строить какую-то другую, совершенно новую жизнь. Мы должны уйти от этого патерналистского государства, от вождизма, мы должны научиться отвечать за свои поступки, платить налоги, честно относиться к своим обязанностям, уважать чужое мнение. То есть у нас очень многие навыки, они должны выработаться. У нас есть этот слой, он был, просто трагедия России в том, что этот слой периодически уничтожается, вот как это произошло во время революции 1917 года, во многом, большая эмиграция после девяностых, в начале девяностых, и она продолжается по сей день. У нас вымывается слой людей, которые носят это новое сознание, им здесь некомфортно, естественно, жизнь-то одна, они выбирают какой-то другой, более простой способ существования. И я их очень хорошо понимаю и совершенно не осуждаю.

Капля камень точит, но это вовсе не…

Мы все равно должны, хочется верить, что мы все равно эту страну как-то будем менять, и это наши какие-то общие усилия.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века