Решение самого феминисткого жюри в истории Каннского фестиваля оказалось довольно неожиданным. Все ждали, что главную награду обязательно получит женщина. Их было три в конкурсе. Но победило в итоге скромное и тихое гуманистическое кино про маленького человека — фильм Хирокадзу Корээда «Магазинные воришки».
Победитель Корээда был темной лошадкой фестиваля — на него практически никто не ставил. Ведь японец практически постоянный участник конкурсной программы и уже много лет снимает про одно — про семью. В фильме «Магазинные воришки» перед зрителями разворачивается фактически детектив с киднеппингом. Сначала непонятно, что это за странная семья: родители живут в нищите и заставляют воровать продукты в супермаркетах. Милая и теплая бабушка — фактически дон Корлеоне в этой семье. Но при этом подается все так, как будто ничего особенного и происходит, а кражи меркнут на фоне домашнего уюта с вечными ужинами или рыбалкой.
На самом деле, Корээда показывает трансформацию понятия семьи в современном обществе. Это союз не по крови, а по душевному призыву, фактически профсоюз униженных и оскорбленных. Им хорошо вместе, дальше от них, дальше от дома. Родители не те, кто родили, а те, с кем хорошо. Вот так просто и без пафоса рассказывает Корээда свою очередную притчу. Дети оказываются не родными, зато ближайшими друзьями и подельниками. «Воришки» — скромный шедевр, который устроил всех.
Фильм итальнского режиссера Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь», который получил приз за сценарий, — тоже про такую же странную семью, которая вроде бы живет в нищете, но они счастливы вместе. Главные герои — рабочие в поместье маркизы де Луна. Они фактически как крепостные, но главный из них — божественный мальчик с библейским именем Лазарь. Он готов всем протянуть руку помощи, лишь бы быть полезным. Наивного, чистого как сама природа Лазаря можно назвать блаженным и даже святым.
Но проходит время, и семья уже в городе — вся эта семья, но совсем другая. Идиллия прошла, городские джунгли превратили дружную семью в ненужных бомжей. И только вечно молодой и нетронутый Лазарь способен соединить эти миры, вернуть детство и то чувство жизни, которые было тогда на волшебной вилле некой неуловимой Маркизы. Но в целом, Рорвахер как и Корееда на одной волне — про богатый мир людей на обочине.
Эксзистенциальный кошмар переживает и киргизская мигрантка в заснеженной и неприветливой собянинской Москве. «Айка» Сергея Дворцевого — проникновения одиссея выживания в аду современной жизни, попытка постичь сознание ненужного человека. За такую проникновенную роль актриса получила свою пальму.
А в фильме ливанки Надин Лабаки «Капернаум» бунт против своих родителей устраивает мальчик. Саин восстает против родителей, которые де факто отправляют на тот свет его сестру, и начинает в свой революционный трип по горячей земле. А взрослые продолжают плодиться и не замечать ада.
Саин протестует против безответственности бытия и называет своих родителей монстрами. Он буквально судится с ними и не признает их родительские права. Зачем рожать по инерции, если средств на воспитание нет, а дети в прямом смысле слова оказываются на помойке? В фильме показан его праведный road trip, манифест свободы и призыв к человечности, голос отчаяния из муравейника.
Ассоциация режиссеров Франции опубликовала призыв к немедленному освобождению украинского режиссера Олега Сенцова, который продолжает бессрочную голодовку в тюрьме в России. «Мы призываем президента Франции вступиться за Сенцова во время переговоров с Владимиром Путиным», — говорится в призыве, который подписали Жак Одьяр, Бертран Бонелло, Робер Гедигян, Бертран Таверьнье и другие ведущие французские кинематографисты.
Фото: Jean-Paul Pelissier / Reuters