В музее современного искусства «Гараж» открылась интерактивная выставка, посвященная знаменитому беспрецедентному аукциону Sothbey's, в ходе которого советская Москва продала огромное количество произведений искусства. Денис Катаев рассказал, почему на нее стоит сходить.
Такой аукцион в советской России сравни Чернобылю или произведениям братьев Стругацких. Это стихийное бедствие, шок и трепет, зона неизведанного, выпадание из реальности. В одночасье, при поддержке Министерства культуры СССР и программы «Время», капитализм врывается в страну советов. В чужой монастырь — со своим уставом. С валютой, которая запрещена была советским гражданам, а тут раздавалась на каждом углу. Как во время Олимпиады в гости к нам пришла «кока-кола», так спустя 8 лет и вся эта атрибутика — серьезные мужчины в костюмах на телефонах, молоток, таблички с лотами.
Очевидное-невероятное, советский человек вышел из зоны комфорта и наткнулся на тот самый рынок, хоть и арт, которым так стращали. И это еще за год до падения Берлинской стены. Как тут режиму устоять. Организаторы даже не успели просчитать, как будут распределять доходы, о чем их растерянно спрашивают советские корреспонденты. А те говорят, можно и не отдавать нам фунты, верните пропавшего Врубеля в российские музеи взамен.
Выставка в «Гараже» — попытка вспомнить, реконструировать то эпохальное событие. Кураторам пришлось исследовать множество архивов, чтобы найти те самые знаковые вещи — видеозапись торгов, выдержки из интервью с организаторами и художниками-участниками аукциона, архивные материалы, демонстрирующие противоречивое отношение к аукциону, сохраняющееся по сей день, для полноты погружения создали VR-инсталляцию, которая позволит посетителям стать свидетелями торгов. В общем, полноценная исследовательская миссия.
Но главное в «Гараже» смогли отыскать и представить те самые предметы искусства, которые распродавали в 88-м. Лишь некоторые, но все-таки знаковые работы. На Запад выставили в первую очередь авангардистов начала века, здесь в «Гараже», за них Александр Родченко, хоть и с живописной работой. Но главный итог тех торгов — выход в свет современных художников-концептуалистов во главе с Ильей Кабаковым, которые официально ранее в Советском союзе не признавались.
Теперь они фактически стали официальным советским искусством, витриной, да еще и богатыми художниками, которые раньше держали свои работы от греха подальше в своих чуланах. Вот такой каминг-аут художников — и есть главная сенсация, которую сотворил Сотбис. Самоутверждение концептуализма, можно смело сказать, случилось именно благодаря этому событию. Вот так одним махом неофициальное искусство СССР стало международным и востребованным. Именно эту метаморфозу следует проследить на выставке.