18.11.2013
Русские фильмы приглянулись в Риме. Итоговый дневник Римского кинофестиваля. Результаты, победы и находки.
Римский фестиваль почему-то невзлюбили наши соотечественники. И программа плохая, и в конкурсе непремьерное кино, и организация хромает. Но это не совсем правда. С Рима, наоборот, надо брать пример. Марко Мюллер, новый арт-директор смотра, сделал невозможное: в конце киносезона собрал громкие премьеры и фильмы-события. Были они и в конкурсе, потому что организаторы пошли на уступки. Некоторые картины уже показывались на других фестивалях или даже вышли в прокат. Ну и что, в Риме их все равно ждут и хотят видеть. Так в конкурс смог попасть фильм Спайка Джонза и «Далласский клуб покупателей», самые громкие конкурсные ленты. Их создатели еще и приехали в Рим. Наш ММКФ с амбициями класса «А» не может себе позволить такой роскоши. Зато довольствуется премьерными фильмами второй категории. И вообще в Риме хватало ажиотажа. Хотите знаменитостей? Пожалуйста – Скарлетт Йохансон и Деннифер Лоуренс. Хотите арт-хаус – «Трудно быть Богом» Германа и еще много всего фестивального. А также выставки вокруг, пунктуальность и фестивальная жизнь в архитектурном чуде Ренцо Пьяно. Марко Мюллер захватил дух Венеции с собой. Поэтому за Рим не стыдно. Мы же вообще должны быть довольны: Россия получила много наград.
Но сначала о главном. Золотого Марка Аврелия все-таки получило итальянское кино. Это фильм Tir про хорватского дальнобойщика, который колесит по Европе, снятый в псевдокументальной манере. На самом деле, Бранко – школьный учитель. Но экономический кризис в Старом свете заставил сесть за баранку. А на пути возникают экзистенциальные вопросы. Социальная драма, которую все так полюбили в эти непростые времена. Кризис здесь не только финансовый, но и личностный.
Российских фильмов в конкурсе не было. Но все-таки наша страна в нем была представлена. Например, в фильме японского режиссера Киёси Куросавы «Седьмой код». Он получил аж два приза – за лучшую режиссеру и за монтаж. Действие криминального трэш-триллера разворачивается во Владивостоке. Российская действительность там представлена практически в каждом кадре – вокзал, афиши с концертами Лепса и даже машина «Победа». Во Владивосток приезжает главная героиня фильма, японка. Они ищет свою любовь. Однако лав-стори моментально превращается в боевик и мафиозные разборки. Без стрельбы, крови и погони не обойдется. Фильм идет всего час, но Куросова смог сделать из него очень насыщенный триллер в российских декорациях.
Настоящий триумф России был в программе второго конкурса «Кино 21 века», экспериментальная площадка для режиссеров-новаторов. Там у нас сразу две важных награды. Судил известный режиссер Ларри Кларк, и вот как он проникся российским кино. Не зря я делал ставку на Алену Полунину. Ее документальный фильм «Непал форева» получил главный приз. Я про него уже много рассказывал. Это комедийное роуд-муви, театр двух актеров, необычный портрет эпатажных коммунистов Петербурга. Активисты с юморком. Эти Тарапунька и Штепсель отправляются в Непал, чтобы наладить интернациональную дружбу с местными коммунстами. Это кино об их приключения в Катманду. Полукомедия, сатира и даже в чем-то медитация.
На этом призы не закончились. Спецприз жюри достался проекту «Бирмингемский орнамент-2» Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана. Это произведение на стыке жанров – взаимодействие арта и кино. Современное искусство. Первую часть альманаха показывали в Венеции 2 года назад. Теперь Марко Мюллер позвал в Рим. Ларри Кларк оценил задумку. Авторы хотят перейти границы - в прямом и переносном смысле. Бирмингемский орнамент – это авангардный сборник разных фрагментов, эпизодов из разных уголков мира. Разные жанры зарисовок - поэзия, музыка, театр. Разные участники со всех уголков планеты. Судьбы этих людей переплетаются и образует единое целое. Путешествие вокруг света все равно фокусируется на создании смыслов для нашей страны.
Однако наше министерство культуры, в отличие от Рима, не оценило проект. Мол, его художественная ценность мала, денег не дали. Но Римский фестиваль все-таки подстегнул авторов завершить проект.
Вкратце о других победителях фестиваля. Румынское кино по-прежнему в почете. Стильная и чувственная ретродрама из этой страны Андрея Грушницкого под названием «Что и требовалось доказать» награждена специальным призом. Это очень сильное кино про загнивающий совок, КГБшников и людей, которые не понимают как с этим жизнь. Искренняя драма про дружбу и вечную любовь. Снова в российских, точнее в советских декорациях.
Самое эпатажное решение жюри: награду присудили актрисе, которая ни разу в кадре не появляется. Это Скарлетт Йоханссон. Она сыграла операционную систему, в которую влюбляется главный герой фильма «Она» Спайка Джонза. Вот она – виртуальная реальность.
Под конец фестиваля еще одна громкая премьера – новый восьмиминутный фильм Уэса Андерсона. Оммаж Италии. Это его мини-фильм для бренда Prada. Тоже в стиле ретро. Как всегда в фирменных цветах Андерсона. Все сказочно и ярко. 1955 год, гонщик врезается в статую Иисуса на площади маленького итальянского городка и переносится в другую реальность, сливается с местными жителями. Как и я это сделал в Риме. Отличный был фестиваль. Марко Мюллер, так держать!
Другие выпуски
23.03.2020
Висконти, фон Триер и актуальный Содерберг. «Катастрофическая семерка» фильмов про эпидемии от Дениса Катаева
06.02.2020
Секс, вуайеризм, новый режиссер и Пугачева в стиле Билли Айлиш. Почему надо смотреть второй сезон «Содержанок»
31.10.2019
«Путин, армия и церковь»: Россия глазами режиссеров. Дневник фестиваля «Артдокфест» в Риге
10.10.2019
Сто лет одиночества государя: репортаж из закулисья нового спектакля Дмитрия Крымова «Борис»
14.09.2019
Балагов на пути к Оскару, исландский «Левиафан», украинский ужас и насмешка над Гитлером: второй дневник кинофестиваля в Торонто
10.09.2019
Сумасшедшие приключения американского бизнеса в России 90-х, исповедь Ходорковского и русские герои на экспорт: первый дневник кинофестиваля в Торонто
07.08.2019
Каренина в красных «Жигулях», Печорин — в «Волге» и цирк в КАМАзе: сюрреалистическая экскурсия по нашему прошлому на фестивале «Пробка мира»
11.07.2019
«Люк Бессон очень переживал, как русские воспримут „Курск“». Интервью с актрисой и моделью Сашей Лусс
11.07.2019
Интервью с русской «Умой Турман», каннибализм и хорроры в «Гараже», и премьера русского инструмента «Добрыня»
04.07.2019
Siri и искусственный интеллект, миллионный дар Эрмитажу и оттепель в собянинской Москве: что смотреть в ближайшее время
27.06.2019
Убойные колясочники, Instagram-милосердие, раздвоение личности на экране и китайские тараканы в «Гараже»
21.06.2019
Что объединяет скейтеров, Гогена, Рубчинского и Уорхола? Экскурсия по богатейшим коллекциям XX и XXI века
Денис Катаев на главных выставках лета
30.05.2019
Серебренников откроет «Кинотавр», Beat Film Festival — старого Ив Сен-Лорана, а «Гараж» — развратную Еву
24.05.2019
Shortparis, дальнобойщики и русская деревня в Каннах: последний дневник фестиваля
Дневник Каннского фестиваля #7
23.05.2019
Крымские татары «вернулись» в Крым, Долану аплодировали 15 минут, а на каннских вечеринках поют Shallow
Дневник Каннского фестиваля #6
22.05.2019
Интервью с Бандерасом, селфи с Альмодоваром, очередь на Тарантино: звездный выпуск дневников Каннского кинофестиваля
Дневник Каннского фестиваля #5
21.05.2019
Каннский мастер-класс: как снять кино на телефон и для Instagram. Показывают Клод Лелуш и участники российского павильона
Дневник Каннского фестиваля #4
20.05.2019
«Давайте всех взорвем»: как рабочие, подростки и новое поколение «отверженных» протестуют на фестивале в Каннах
Дневник Каннского фестиваля #3
10.05.2019
Главное культурное событие мая — опера-спектакль «Кармен» от Максима Диденко, Айдан Салаховой и Павла Каплевича
25.04.2019
Роуд-муви с Ходченковой и Молочниковым, «конченное» хоум видео про белорусский ад и риал стори про смерть чиновника — самое важное с ММКФ
18.04.2019
Полюбить родину, искоренить педофилию и отправить преступников в космос: лучшие французские фильмы в прокате и на ММКФ
11.04.2019
Российская эпидемия в Каннах, политические споры с Мироновым и Хаматовой в Москве и новые шпионские страсти в Британии
04.04.2019
Кровавые семейные ценности и леденящие душу скрепы: специальный выпуск для тех, кто верит в семью
14.03.2019
Перезагрузка 90-х. Новый сериал и фильм о времени скейтеров, широких штанов и настоящих хитов
08.03.2019
«Содержанки» Богомолова: актрисы Зудина, Мороз, Старшенбаум и Эрнст о главном сериале весны
06.03.2019
Премьер Большого театра Дэвид Холберг о роли Онегина, нетерпимости в России, татуировках Полунина и темной стороне Москвы
28.02.2019
«Песня посвящается российским олигархам в Карибском бассейне»: Владислав Наставшев о своем перформансе из неосоветских песен
28.02.2019
Как правильно встретить весну: с коллекционерами в Париже или на танцполе под советские песни в Москве
Популярное