Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Пять главных событий июля: «жаркая» летняя афиша от Дениса Катаева
Читать
12:53
0 10483

Пять главных событий июля: «жаркая» летняя афиша от Дениса Катаева

— Искусственный отбор

В знойные летние дни порой трудно заставить себя выйти из дома, и многие предпочитают проводить время, не выходя на улицу. Денис Катаев нашел пять поводов сделать свои летние каникулы интереснее.

Денис Катаев: В жаркие летние дни надо смотреть, конечно, на «Жаркие летние ночи». Так называется новая знойная комедия, которая прямо в сезон отпусков выходит в прокат. Солирует здесь прошлогодний герой-любовник Тимоти

Шаломе из фильма Call me by your name. Здесь уже оттенки другие, но обаяние юности на месте. 
Это лето герой Шаломе проводит на Кейп-Коде, модном американском курорте на восточном побережье. Все как обычно, и никто не знает, что произойдет этим летом, но явно что-то случится. В любом случае, это его последняя дискотека, последнее лето перед взрослой жизнью, то есть, колледжем. Потому и проводит он его на полную катушку. Его летние развлечения — это опасные связи, криминал и наркотический трафик. Получается типичная летняя напряженная история, но все-таки не обычный ромком. Это дерзкая и безумно романтичная картина от сценариста Элайджи Байнума, это его дебют. Флера добавляет ретро-шик, действия происходят в 1991, а на дворе — ураган. Опять же, шанс увидеть другого Шаломе. Здесь он похож на другого своего персонажа из фильма «Леди Берд». Кроме Шаломе внимание обратить стоит на Алекса Роу, которого почему-то сравнивают с Джеймсом Дином, хотя я с этим категорически не согласен. Дин в этом случае скорее сам Шаломе. 

Главная премьера лета все же другая. Это новый фильм французского режиссера Абделатифа Кешиша «Мектуб. Моя любовь». Вот это по-настоящему летнее и безумное кино об утраченном рае показали в прошлом году в конкурсе Венеции. И здесь снова время действия — 90-е. 

«Мектуб» — совсем не продолжение его знаковой картины «Жизнь Адель». Это совершенно иное по духу безумное высказывание, настоящий дистиллированный кинематограф, воздушный, честный и какой-то очень правдивый. Про свободу до конца. «Мектуб» — кино, которое не вписывается ни в какие правила. Режиссер работает вне всяких конвенций. Его удивительный монтаж и тонкое чувство жизни создает на экране невероятное зрелище. Три часа тотальной свободы, без какой-либо драматургии, рамок и канонов монтажа. Он даже не воссоздает жизнь, а показывает, какая она есть. Это то самое «прустовское» жизнеописание, только теперь языком кинематографа. 

Место действия — французский южный город Сет. Там в августе 94-го отдыхают молодые люди, которые занимаются сексом, влюбляются, проходят мимо друг друга, в общем, проводят каникулы. За всем этим наблюдает молодой режиссер и фотограф. Его глазами мы буквально подглядываем за этой развеселой и очень откровенной жизнью и погружаемся в нее, забывая о времени. Например, один эпизод на дискотеке длится больше получаса. Получилось, и правда, удивительно витальное и заряжающее зрелище. Они пьют, целуются и любят друг друга, и танцуют на протяжении трех часов. Вот так в вечном движении и разговорах и проходит кино. 

Радикальная режиссура Кешиша дарует зрителям кино, тотально свободное от всех драматургических скреп. «Мектуб» уже называют самой скандальной картиной Кешиша. Некоторые феминистки в Венеции возмутились, что Кешиш снова показал женщин как сексуальный объект, смакуя самые интересные части тела. Но оставим эти обвинения на совести феминисток. Это просто красиво. Настоящее искусство, вообще весь фильм — оммаж импрессионистам, в частности, Рубенсу, конечно. Девушки Кешиша как будто сошли с его полотен. И, конечно, я бы сравнил творческий вызов Кешиша с семяизвержением. В фигуральном, разумеется, смысле. Телесность «Мектуба» и взгляд на нее режиссера сродни взгляду «прустовских» персонажей на девушек в цвету. И не только девушек. «Содом и Гоморра» — тоже часть нашей жизни, которую стыдливо не прикроешь ничем.

А дома смотрите новый сериал от HBO, он уже доступен на сервисе «Амедиатека». «Острые предметы» от режиссера Жана-Марка Валле, автора «Большой маленькой лжи», можно уже смело назвать главным сериалом лета, хоть и вышло пока всего три серии. Эми Адамс в роли журналистки-алкоголички, злобные жители американского захолустья и две убитые девочки для затравки — чем вам не заявка на хит. 

«Острые предметы» снят в лучших традициях мрачных детективных мини-сериалов. Первое, что приходит на ум — «Вершина озера» с Элизабет Мосс. Здесь на первом плане уже Эми Адамс, которая на своем месте и на пике. Журналистка, потерявшая смысл жизни, получает шанс провести сенсационное расследование в своем родном городе, где, по ее же словам, живут две тысячи жителей — потомственная денежная аристократия и отбросы общества. Она — одна из них. Возвращение в кошмары прошлого неизбежное, ведь там у нее осталась мать-алкоголичка, опять же из аристократии, которая вечно ей недовольна, ее играет великолепная Патриша Кларксон. 

Убийство двух школьниц и его вялое расследование добавляют саспенса, но все-таки в первую очередь это напряженное психологическое кино про скелеты в шкафу в маленьком городке, про круговорот кошмаров в коллективном бессознательном. Острое здесь все: не только предметы, но и сюжетные повороты, диалоги и даже монтажные склейки. Никогда не понимаешь, что или кто в следующую секунду выскочит в кадре. Флешбеки сменяют друг друга, жертвы прошлого и настоящего перемешиваются, а прошлое здесь наслаивается на настоящее, а временные пласты как в «Интерстелларе» пересекаются. Истина где-то рядом, но как и древнегреческая черепаха, она всегда на шаг впереди своего Ахиллеса, в данном случае героини Эми Адамс. И еще важная деталь: сериал снят по мотивам романа автора «Исчезнувшей» Гиллиан Флинн. Так что мистики хоть отбавляй.

Далее отправляемся в Новую Третьяковку, которая летом зажила новой жизнью. Выпускники первой в России международной магистратуры в области городского проектирования Advanced Urban Design Института «Стрелка» и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ преобразовали серое архитектурное пространство на Крымском валу. Там теперь другая редакция. Шедевры музея теперь предстали в новом виде, а зрителям и глазу приятнее и интереснее. 
Неоурбанисты из России, Швеции, Латвии и США ворвались в Новую Третьяковку и буквально с нуля преобразовали в ее в нечто ультрасовременное. Вместе с кураторами музея они составили особый маршрут через постоянную экспозицию музея. К ним же присоединились известные писатели, поэты, художники, архитекторы, журналисты и философы. Особый маршрут — это в первую очередь преобразование самого пространства. Рядом с шедеврами коллекции появились фактически новые интерьеры с барными стульями и креслами, это такие импровизированные гостиные с библиотекой опять же от «Стрелки». Кураторы объясняют — магистранты увидели музей как город и «урбанистически» с ним поработали, — устроили то, что мы уже привыкли называть «интервенциями». Вторглись, добавив немного комфорта и немного тем, но ничего принципиально не меняя, картины никто не дал менять. То есть зритель уже автоматически вписывается в новые обстоятельства, по-другому воспринимает привычное искусство. Как будто выбирается из музея куда-то в иную фантастическую среду. К тому же предлагается устроиться поудобнее и почитать новые комментарии к предметам искусства XX века от известных людей. Например, что нового можно сказать о соцарте «Два вождя после дождя», а вот можно оказывается. Как итог, музей становится удобнее и понятнее для посетителей. Урбанисты справились.

На уикенд рекомендую отправиться в Петербург. Там на Елагином острове пройдет фестиваль «Усадьба Jazz», который тоже уже успел стать знаковым городским событием, урбанистам следовало бы на него внимание обратить, есть что осваивать. В программе в этом году много всего интересного. В первую очередь это классные грузины из группы Mgzavrebi. 

Японский клавишник и композитор Масаюки Хирано, выступающий под именем BIGYUKI. В Питере он первый раз, в России — второй. Его футуристическую музыку слушают в Нью-Йорке, в ней технологическое и человеческое завязаны в один крепкий узел. А как он сам говорит, на него одинаково повлиял Шопен и романтическая фортепианная школа, джаз и техно. 

Хедлайнер фестиваля — британская певица Joss Stone, которая обожает все мультикультурное, потому отличное впишется в питерский пейзаж. В России она впервые, хотя, похоже, объездила уже весь мир, включая Африку. Она исполняет как интерпретации вечнозеленых соул-хитов, так и песни собственного сочинения. За суперуспешным дебютным альбомом последовала номинация на премию «Грэмми» за совместную версию легендарной песни I Put a Spell On You с гитаристом Джеффом Беком.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века