На этой неделе в Москве на разных площадках показывают лучшие фильмы из Европы и Америки. Итальянская ретроспектива, немецкие музыкальные хиты и экотуризм Леонардо ДиКаприо. О том, что стоит посмотреть — в обзоре Дениса Катаева.
Есть в Италии великолепная тройка режиссеров — это Паоло Соррентино, тот ,кто за «Великую красоту» и «Молодого папу», Маттео Гарроне с «Гоморрой» и «Страшными сказками», а есть он — Нанни Моретти, тонкий, лиричный, семейный, грустный и смешной одновременно. В «Пионере» во вторник начинается ретроспектива его фильмов. В программе десять картин, от самых ранних до последних. Моретти приедет впервые в Россию их представлять. Эти фильмы выражают дух времени разных эпох — от восьмидесятых до нулевых.
«Дорогой дневник» — одна из культовых и самых титулованных лент режиссера. Она получила «Золотой глобус» за лучший фильм и приз Канн за лучшую режиссуру. Ее можно считать предвестником всех, популярных нынче, городских альманахов. Здесь в главных героях — Рим. Такой получается аутентичный дневник мотоциклиста. Наверное, это одна из самых автобиографичных его историй. Ведь он там и главный герой. Вот так он рассекает по пустому и вечному городу на мопеде, а мысли все про одно — про кино.
В одной из новелл именно это происходит: вокруг Тибр и Колизей, а внутри размышления о своем предназначении. В другой новелле, правда, он уже едет из Рима к морю, подальше от городской суеты городской жизни. В Сицилии он ищет места для съемки своего фильма. Но нет, ничего не выходит, все идет не так, и снова возникает тема взаимодействия с итальянской действительностью, отвлечься мешают толпы туристов.
В третьей новелле Моретти отчаянно сражается с болезнью, которую сначала неправильно диагностировали, вместо онкологии — чесотку, это тоже реальный факт из его биографии, который здесь отыгран по полной.
В итоге получается ироничный портрет своей жизни и страны, полный абсурда, великой красоты, а главное желания и умения жить. Такой рецепт от еще совсем молодого Моретти, с таким задором он и продолжил свою карьеру. Смешные реплики ситуацию в его случае всегда сталкиваются с трагическим и нравоучительным настроем, что позволяет, конечно, передать полноту нашей жизни.
Покажут на этой ретроспективе в «Пионере» и самый последний фильм Моретти, который он презентовал в прошлом году в Каннах. «Моя мама» — тоже одна из его самых интимных картин в карьере. И снова веселый фильм, который заставляет страдать, так про свои картины говорит сам автор.
Фильм ничего не получил, но признание киноэкспертов заслужил. Здесь Моретти раскрывает свою любимую семейную тему. Это про то самое взаимовлияние семьи и творчества. В фильме «Комната сына», который тоже покажут на ретроспективе, рассказывает, как пережить смерть сына. Теперь он развивает тему.
В этом кино умирает мама. Она начинает медленно уходить из жизни в тот момент, когда главная героиня, кстати, тоже режиссер, снимает свою новую картину. Но все валится из рук, фильм явно не склеивается, не спасет ее даже приглашенный актер из Голливуда, который оказывается нелепым хвастуном и бездарем.
Его играет великолепный Джон Туртурро, который исполняет самые комичные сцены в этой трагедии, играет на контрасте. Так что снова тот самый трагикомический месседж. А брата режиссера, которого играет сам Моретти, увольняют с работы. Кризис. В общем, о том, как выжить в таких условиях, как справиться, закрыть глаза на второстепенное и задуматься о главном. Нанни Моретти вернулся к семейным переживаниям: в итоге получился один самых пронзительных и сентиментальных фильмов последнего времени. Традиционное кино, потому в Каннах ничего не получило, очень камерное и личное, крепкая мелодрама, но без дешевых соплей и с реальными эмоциями.
И вот еще один актуальный фильм из программы — Это картина «Апрель». Вот примерно тем же самым сейчас хвастается группа Терр Мейтс в своих клипах. А Моретти показал это еще в 1998.
И снова все смешалось в фильмах Моретти. Такой очередной «Осенний марафон» по-итальянски. Его лирический герой разрывается между семейными обязанностями, карьерным долгом и творческими амбициями. Так и живет. Мечтает снять мюзикл про парикмахера, а вынужден меж тем клепать скучную документалку про выборы, а тут еще в его семье рождается ребенок. Все, в итоге, летит к черту и валится из рук снова. Думаю, знакомая ситуация многим нашим зрителям. А это и есть все прелести нашей жизни, которые так филигранно в своем кино показывает. Моретти — один из лучших мастеров, который может говорить о повседневном, как будто о чем-то высоком и глобальном. Это его семейный портрет длиною в жизнь. Потому эта ретроспектива уникальная возможность увидеть в один раз собрание сочинений одного из самых главных современных независимых авторов из Италии, тем, кем гордится итальянское кино.
А параллельно в Москве под эгидой Гете Института проходит фестиваль BLICK, про музыку в кино. Он, правда, уже завтра заканчивается. Но вы еще успеете посмотреть пару картин в Центре документального кино. Одна из них — «Рок апокалипсис».
Это получается такой бойкий хеви метал рок док. Тот самый жанр фильмов с эффектом присутствия. Есть такой в Германии Wacken Open Air — крупнейший в мире фестиваль тяжёлой музыки, проводимый ежегодно в предместьях немецкого городка Вакен. Там выступают самые главные рокеры — Rammstein, Deep Purple, Элис Купера и другие, десятки тысяч фанатов штурмуют его площадку.
Эту ленту лучше смотреть тем, кто как раз в Вакене ни разу не был. Ведь его задача — создать полноценный эффект присутствия. Повествование идет не только от лица фанатов, но и из перспективы выступающих перед восьмидесятитысячной толпой рок-звезд, то есть уникальная возможность посмотреть концерт с разных точек, то о чем многие давно мечтали.
И напоследок американский фильм «Спасти планету» из программы уже другого фестиваля Show Us, который будет проходить по всей России. Это смотр интересного документального кино из США. Любопытнее всего, конечно, будет посмотреть на Леонардо ДиКаприо в непривычной для себя роли. Здесь он — эко-активист.
«Выживший» продолжает сражаться с природой. На этот раз в реальности. Многие знают, что лауреат «Оскара» два года назад стал почетным Послом Мира ООН, после чего и пустился по свету распространённость информацию об опасностях глобального потепления, изучать где же лучше, и в чем опасность. А про этот эко-трип взяли и сняли роуд муви. Вот ДиКаприо на ледниках, вот в вырубленных тропических лесах, вот на маленьких островах в Тихом океане, а потом он уже в качестве посла, понабравшись знаний об изменении климата, рассказывает об этом на трибуне Генассамблеи ООН, рассуждает о проблемах с Бараком Обамой и Папой Римским. Типичный голливудский приемчик с социальной ответственностью. Один из самых последних обсуждаемых хитов National Geographic. Хотя ничего конкретного и не происходит, ДиКаприо слушает, кивает, а ледники продолжают таять.
Изображение: кадр из фильма «Спасти планету»