В этом выпуске Денис Катаев рассказывает о самых ярких картинах с русским следом во внеконкурсной программе Стаса Тыркина «Фильмы, которых здесь не было» на ММКФ.
«Сбежавшие в Аризоне», реж. Александр Молочников
Смелый режиссер Александр Молочников и заслуженная актриса России Светлана Ходченкова решились на необычное путешествие по Аризоне, из которого получилось то ли очень бодрое мокъюментари, то ли максимально откровенный travel-блог с кучей гегов. Как написал сам Молочников на своей странице в facebook, «Сбежавшие в Аризону» — это не просто фильм, не хоумвидео, не блог, не короткий метр, не каминг аут.
Описать, что ты видишь на экране, привычными словами не получится. Это крутой эксперимент, где все происходит в заданных обстоятельствах, ради которых пришлось сбежать далеко. Вот тебе Гранд-Каньон, а вот настоящие Ходченкова и Молочников, которые снимают друг друга в разных смешных ситуациях на свои телефоны и просто дурачатся. Нарезка их разных эмоциональных состояний — вот и все кино. Но это не просто зарисовки, драматичный сюжет тоже на месте.
Главные герои передвигаются автостопом, ночуют в палатках посреди пустыни, ссорятся и преодолевают. В общем, условия явно не звездного трипа. Главный вызов здесь, конечно, для нее — для заслуженной актрисы, которая вытворяет на видео что-то невероятное. В рюкзаке, без грима и привычных платьев, в пыли аризонских дорог, она орет и истерит, ругается на Молочникова, который по задумке выступает в роли неумелого соблазнителя.
Во все это можно втянуться и поверить, полюбить этих героев сразу же. Истерика популярной актрисы дорогого стоит — настоящая деконструкция образа и стирание звездности, все перевернуто с ног на голову. Что между ними закрутилось — главная интрига для зрителя, которую они раскрывать не собираются. На этот крючок все и попадают.
Главное, что фильм получился без границ — очень свободное кино, которое этим и подкупает, своей безбашенностью и наглостью, которая должна быть свойственна молодым авторам. В кинотеатрах его показывать не будут.
«Сашин ад», реж. Никита Лаврецкий
Еще одно импровизационное кино, на этот раз из Белоруссии — это «Сашин ад» Никиты Лаврецкого. Арте повера — для определения этого фильма, можно заимствовать этот термин из искусствоведения. Это и есть то самое намеренное бедное искусство, снятое нарочито в андеграундном стиле, да еще и на VHS, как хоумвидео — опять же, с трясущейся камерой.
«Сашин ад» — это очень субкультурное хулиганское явление. Главный герой — снова белорусский психопат, так называлась предыдущая работа режиссера, офисный работник, который ведет двойную жизнь. Днем он — добросовестный служащий, который четко и вовремя выполняет все задания, но не хочет с головой погружаться в систему, потому что скучно и неинтересно. Его главный смысл — музыка, он на расстоянии пишет биты для популярного бельгийского рэпера Оли. И вот однажды тот самый исполнитель приезжает в Минск, и начинается их подпольное роуд-муви по столице Белоруси.
Они никогда не видели друг друга и готовы познать Минск с непарадной стороны. Получается такое инфернальное роуд-муви. Они проходят по святым для себя местам — например, посещают дом, где в детстве жил знаменитый шведский рэпер Янг Лин, обсуждают достоинства фильма «Убить Билла» с фанатками, слушают выступление Александра Лукашенко на кухне за завтраком, знакомятся и гуляют с девушками, снимают клип и спускаются в настоящий ад — полуразрушенный минский клуб, где рэпер дает свой концерт.
Но постепенно градус повышается и казалось бы реалистичное действо накаляется и оборачивается эзотерическим кошмаром и безумием. Милая дружеская встреча с соавтором на два дня оборачивается чем-то болезненным и жутким. Сашу в фильме так и называют — разрушитель, он постоянно грызет свои ногти, проводит странные обряды и носит в фильме футболку с надписью «Ненависть». Его поведение явно ничего хорошего не сулит. Но он не только разрушитель, а еще и создатель — он создает музыку. Потому его разрушение — это побочный эффект созидания.
«Воскресенье», реж. Светлана Проскурина
Новая картина Светланы Проскуриной «Воскресенье» — один из претендентов на победу кинофестиваля. Фильм снят фактически по мотивам событий с Химкинским лесом, потому очень актуальный, в чем-то смелый и резонансный.
Главный герой — Дмитрий Иванович Терехов, известный чиновник из мэрии провинциального российского города, его играет Александр Вертков. Терехов получает записку: «Скоро умрешь». Это происходит на фоне протестов экологов в его регионе — там решили уничтожить деревья ради градостроительной политики и благоустроенных дорожек. Один воскресный день из жизни чиновника, который тоже оборачивается для него кошмаром и испытанием — вот про что сняла Проскурина.
Как сказала режиссер в интервью Ларисе Малюковой в Новой газете: «Это кино о неистощимой теме узнавания самого себя, отчаянного разговора про себя, когда сам себе удивляешься каждый раз, что бы ни делал, мне важно понять, как деформировалась, но не перестала быть русской и не потеряла трагической сути идея „лишнего человека“, возникшая в литературе XIX век». Чиновник здесь — тот самый одинокий, лишний человек.