Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Новый фильм про Крым: перестроечная фантасмагория про мистический полуостров во время путча 91-го
Денис Катаев побывал на закрытой премьере фильма NO-ONE в Цюрихе
Читать
13:47
0 12205

Новый фильм про Крым: перестроечная фантасмагория про мистический полуостров во время путча 91-го

— Искусственный отбор
Денис Катаев побывал на закрытой премьере фильма NO-ONE в Цюрихе

В Цюрихе прошла закрытая премьера нового фильма про Крым NO-ONE. На этот раз это международный проект, с участием Израиля, России и независимых инвесторов. В главных ролях — известные российские актеры Вячеслав Жолобов, Наталья Вдовина, Елизавета Боярская, Алексей Агранович. А в центре внимания — тот самый мистический полуостров, которая здесь предстает территорией зла и перверсий. Но ракурс не тот, что в сегодняшних новостях. Крым здесь перестроечный. Прямо во время развала СССР перед нами практически в прямом эфире разворачивается курортная жизнь золотой обкомовской молодежи и их родителей. Рай накануне катастрофы. 

«Яхта, август, в этом мире только мы одни…» На первом плане идиллия — партийные дачи, ведомственные санатории и курортные романы, красивые девушки в кадре. Но все это в дни путча 91-го. При этом авторы не показывают не единого выстрела, хотя Горбачев где-то рядом, заперт в Фаросе, а Ельцин — на танке в телевизоре. Все это фон. Также, как у Александра Миндадзе в фильме «В субботу»: чернобыльская катастрофа где-то там на заднем плане, а в Припяти — «девочки-мальчики танцуют». Такие же южные ночи и здесь, вроде бы, теплые на первый взгляд, но все-таки фантасмагоричные и зловещие. Крым оказывается той самой территорией зла, где скрыто все самое тревожное. И вопрос из популярной песни— «а эти ночи в Крыму теперь кому?» — весьма актуален. Там всегда аномалия. Кстати, сам Крым сняли на берегах Средиземного и Мёртвого морей в Израиле, чтобы добавить флера. Но выглядит все очень органично. 

NO-ONE еще, безусловно, оммаж кино перестроечному. Соловьевская «Асса», гребенщиковский «Город золотой» и «Прорва» Дыховичного — все это здесь на подкорке. А по духу получается прямо Владимир Сорокин, препарирующий извращенную советскую действительность. Здесь Воланд правит, зло где-то рядом, а перемен уже даже никто и не требует, слишком все радиоактивно. Сердца здесь для того, чтобы вставить в них нож. Новейшая история России начинается с семейного кошмара. Генерал КГБ проводит отпуск с семьей в Крыму. Внешние катаклизмы проецируются на внутренний семейный хаос. Генерал здесь превращается чуть ли не в Мефистофеля, искусного и коварного беса , отчетливо напоминающего Андропова. Его племянник, надежда и наследник, Влад, оказывается змеем-искусителем, который разрушает все изнутри. А вокруг уже то самое новое поколение, которые скоро возьмет власть в руки. Крымская фантасмагория все время балансирует между фарсом и реальностью, но ведь все это и есть наша жизнь, которая, по сути, не изменилась и после 91-го года, какие бы надежды не испытывал тогда мальчик Банан. 

Момент слома эпох, тотального ада показан здесь показан очень тонко и как будто в легкой дымке. Политические реалии - за кадром. Человеческое безумие - на первом плане. Причем это не все страна, а та самая верхушка на пути к саморазрушению. Крым как лакмусовая бумажка, проявляет потаенные ужасы, вскрывает травмы и фобии. Здесь демоны выходят наружу. 

В фильме можно разглядеть много намеков и предсказаний. Вот, например, Алексей Агронович играет молодого чекиста, который явно уже задумался о своем месте в новом мире. Многим зрителям он напомнил молодого Путина. 

NO-ONE — не типичное русскоязычное кино. С одной стороны, так у нас не снимают. Это все больше театрализированный фарс, искусная мистификация с особыми, иногда нарочито нереалистичными диалогами. Но это же вам не документ, все-таки на первом плане художественное высказывание. А еще это ключ к пониманию нашего российского подсознания. И одновременно объяснения, откуда, а главное куда пришли. 

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века