Главный фильм в прокате — «Леди Берд». То самое женское кино, которое все дружно признали голливудской сенсацией в этом году, с «Золотым глобусом» в кармане и номинациями на «Оскар». Сняла его Грета Гервиг, уже нью-йоркская заслуженная актриса. Но фильм сильно перехвален и вторичен. Сходите и проверьте это сами.
«Леди Берд» — среднестатистический хипстерский проект, один из проходных независимых фильмов, которые пачками показывают где-нибудь на «Санденсе». Ажиотаж вокруг картины обусловлен раскрученным именем самой Греты Гергвиг, ее актрисы Сирши Ронан и эпохой женского вставания с колен под названием «Time's Up». Гервиг сняла про себя, про провинциальную девчонку из Калифорнии, которая хотела перемен и Нью-Йорка. Ее героиня не может смириться с мещанской жизнью в Сакраменто и мечтает жить на Манхеттене. Потому ссорится со своими родителями, ворчливой мамой и депрессивным папой, бунтует против серых, хоть и солнечных будней. Даже имя ей свое не нравится. Потому она и становится Леди Берд. А учеба в католической школе и вовсе убивает. Знакомство с заточенными на познании себя мальчиками тоже не дает результата. В итоге — повтор на повторе, очередное сопливое высказывание про пубертат и вечные семейные ценности. Вдвойне карикатурным и повторным оно выглядит после знаковых работ той же Андреа Арнольд или даже Валерии Гай Германики. Здесь снова с надрывом говорят про плохое поведение и борьбу с самим собой, когда надо бы взяться за голову. Потому я в шутку называю это кино «Леди Бред», да простят меня его фанаты. А единственный плюс — появление в эпизодической роли Тимоти Шаломе, того самого мальчика из «Call me by your name».
В музее «Гараж» в отличие от всей страны наступила весна. Там по традиции открылся весенний сезон. Сразу три новые выставки. Первая посвящена кинетическому искусству. Но никакого Кольдера с его мобилями. Фокус здесь иного рода.
Так называй оп-арт, то есть оптическое искусство, завезли из Латинской Америки, Восточной Европы и Южной Африки. Период 60-е — 70-е. Это важный период развития художественной сцены в мире, в том числе в СССР, который проходил параллельно с научным рывком и космическим прогрессом. То есть такой де-факто БРИКС-арт выходит. Ну, или старый добрый ретро футуризм. Сотни разных объектов в движении: скульптуры, картины, рисунки, фильмы и инсталляции — все в сопровождении уникальных материалов. Со всем этим надо взаимодействовать, присматриваться, и даже играть. Это альтернативный взгляд на развитие мирового искусства. Потому выставка так и называется — «Трансатлантическая альтернатива». Глобализация и глокализация — все смешалось здесь в этих утопических проектах. Внутри — синтез различных выразительных средств, а также привлечение к сотрудничеству ученых и инженеров. Так что попадаешь не в музей даже, а как будто в фильм «Солярис». Это все арт-эксперименты под прикрытием науки. Как и было в Советском союзе.
Есть еще более камерная выставка. Там тоже про движение, но скорее про движение вглубь, вглубь воображения и воспоминаний. Это история, которая создается в голове у зрителя под названием «Дельфин в фонтане». Его автор — Андо Векуа, художник родом из Сухуми, живущий и работающий в Швейцарии, выставляющийся на Венецианской биеннале. Мультижанровая инсталляция, состоящая из видео, живописи и скульптур, не что иное, как принуждение к медитации. Здесь надо смотреть и представлять, как во сне. Может быть, это какая-то одна история, а может, просто набор не зависящих друг от друга расплывчатых и мистических фигур. Но все это завораживает, как будто попадаешь куда-то в пространство «Твин пикс». Погружение тотальное, интерпретация свободная. Потому что языком такое не описать.
В эти выходные на фестивале «Золотая маска» — детский уикенд, на котором показывают самые знаковые спектакли для молодого зрителя со всей страны. И здесь без ретрофутуризма не обошлось. Одно из самых эффектных представлений «Музей инопланетного вторжения».
Музей этот расположился в Боярских палатах. Внутри гостям рассказывают о вымышленной высадке пришельцев в Томской области в 1989 году. Все необходимые экспонаты на месте: рисунки ученых, следы НЛО, реконструкциях их тарелки, интервью с очевидцами, космические артефакты и куда без Ильича. То есть выходит такое псевдонаучное путешествие в парк позднего советского периода с инопланетными гостями. Зрители попадают в мир братьев Стругацких, хотя сам музей вдохновлен«Войной миров» Герберта Уэллса при этом. Это спектакль о мечте, о наших детских фантазиях и иллюзиях, с этим связанных. Те самые чувства, которые возникают после спилберговского E.T. Здесь тоже самое. В эпоху Илону Маска и новых космических устремлений более чем любопытное исследование. Ну, а кто не хотел в детстве стать космонавтом? Посетители сами на мгновение должны почувствовать себя немного инопланетянами.
Наконец, The Prodigy в России. 16 и 17 марта в Москве. 18 марта в Питере. На этот раз обещают свежие хиты с еще не вышедшего альбома и вечные ценности «Voodoo People», «Smack My Bitch Up». For Russia with love. Они уже и клипы у нас снимают. В прошлом году музыканты опубликовали ролик на песню «Mindfields», снятый в Воронеже, где главный герой перемещается по городу и выпивает.