От Андрея Звягинцева всегда ждут Андрея Тарковского, то есть чего-то непонятного, затянутого и желательно на библейскую тему. На этот раз все иначе.
В "Елене" - два главных героя. Сама Елена, которую великолепно играет Надежда Маркина, - простая русская баба за пятьдесят. Ее визави - обеспеченный пожилой муж на грани инфаркта в исполнении Андрея Смирнова. Вокруг их отношений и строится сюжет новой картины Звягинцева.
Она - типичная сиделка при муже, без амбиций и злобы. Он же, наоборот, вечно недовольный, неблагодарный старик с большой долей московского интеллигентного снобизма. Они явно не созданы друг друга. Таких вместе редко встретишь. Елена - "замкадыш", где и живут ее родственники, а муж - современный аристократ, Никита Михалков среднего пошиба.
Звягинцев раскрывает тему социального неравенства. То есть на выходе у режиссера получается достаточно злободневное социальное кино, в какой-то степени бытовая драма, которую от него никто и не ждал. Но Звягинцев не был бы собой, если б не облек действие в форму притчи и не добавил философии и рассуждении о вечном.