Как обычно по пятницам культурный обозреватель Дождя Денис Катаев рассказал, как правильно провести ближайшие выходные. Премьера фильма «После Лета» Кирилла Серебренникова, самое современное искусство на выставке Cosmoscow и живопись японского Возрождения. Проведите выходные с пользой!
Фильм «После Лета»
7 сентября — день рождения Кирилла Серебренникова, второй по счету, который он проводит под домашним арестом. С 17 часов приходите в «Гоголь-центр», там на входе в фотобудке можно будет записать поздравлению режиссеру, а запись потом ему передадут с адвокатами. Там же премьера новой версии его «Идиотов». А в кино уже идет его второй фильм, смонтированный под арестом, — «После лета», премьера которого прошла на этой неделе на фестивале Center.
Серебренников снимал это кино параллельно с игровым «Летом». И получилось полноценное произведение, а не просто кухня, нарезка со съемочной площадки. Сам Кирилл в кадре не появляется, а главный герой здесь — тот самый Скептик в исполнении актера Александра Кузнецова, который в главном фильме все время говорил: «Но этого никогда не было». Теперь же он получает в ответ то же самое от героев своей одиссеи по совкому андеграунду, свидетелей эпохи, которые попадают в декорации фильма про Майка Науменко, Виктора Цоя и его друзей. А зритель снова погружается в мир, который окружал тех молодых и дерзких рокеров, «Вергилиями» становятся уже реальные действующие лица — Наталья Науменко, бывшая жена Майка, знаток русского рока Артемий Троицкий, журналист Сева Новгородцев и другие близкие: звукорежиссер, продюсер и даже бывший председатель ленинградского рок-клуба, который защищал их внутреннюю эмиграцию от КГБ. Но все они в кадре сомневаются, видят какие-то неточности в духе «когда деревья большими». Мол, это мы не слушали, так не репетировали, а все было совсем по-другому. Но это лишь ритуал, наедине со Скептиком под папиросы в лабиринтах бывших коммуналок и под шум питерских дворов они в итоге расслабляются, и тут начинается самое интересное.
Ярмарка Cosmoscow
В начале сентября самое время отправиться за покупками, за покупками современного искусства. В Гостином дворе открылась традиционная ярмарка Cosmoscow. И судя по всему, с арт-рынком у нас все в порядке. Уж слишком на этот раз все пышно и богато выглядит, да и коллекционеров достаточно.
70 галерей современного искусства из России, Европы, Америки, Ближнего Востока, в общей сложности — 250 художников со всего мира. Такие масштабы, а в этом году и второй стратегический участник — Катар. В Москву фактически впервые привезли выставку современного катарского искусства What We Are Made Of («Из чего мы сделаны»). Фокус в этого году еще и на Бельгию, отдельный раздел знакомит с творчеством художников антверпенских галерей. Российские коллекционеры представляют свою выставку в необычном формате pop-up Центра когнитивных практик.
Cosmoscow — уже давно больше, чем ярмарка, скорее институция, уже обзавелась Фондом поддержки современного искусства, который оказывает поддержку молодым художникам, на них Cosmoscow всегда делал акцент. Отдельное направление — арт-консалтинг. А внутри — много современного и подчас провокационного, есть и инновационное, и интерактивное искусство, которое вступает с вами во взаимодействие. Все максимально экологично, представлены даже интегрированные в окружающую среду скульптуры, выполненные из полированной стали. В общем, несмотря на кризис, санкции, курсы валют — жизнь в российском современном искусстве продолжаются, часть работ уже распродана. А художники в свою очередь рассуждают на тему товарно-денежных отношений. И весьма в игривой форме. В конце концов, это ярмарка и рынок. Без Карла Маркса не обошлось.
Художник года от Cosmoscow — Таус Махачева. Работы этого дагестанского автора теперь передадут в собрание Пушкинского музея. И она предлагает нечто новое. Не просто продает свою новую работу «Кольцевая», а философски представляет реалии системы искусства. Свою новую инсталляцию в виде дагестанской горы она подарит тому, кто построит асфальтовую двухполосную дорогу, которая должна замкнутым контуром охватывать ту самую реальную гору в Дагестане. Такой проект, по ее подсчетам, стоит больше 30 миллионов рублей. Дорога — мечта и фантазия.
Лучший стенд в этом году у московской галереи Osnova. Еще бы, ведь там тоже все посвящено Кабаковым, о которых в сентябре говорят все. Вспоминали на Cosmoscow, конечно, и именинника Кирилла Серебренникова.
Выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо»
А по дороге из Гостиного двора обязательно нужно зайти в Пушкинский. Там открылась роскошная и невероятная по красоте выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Эдо — это фактически японская эпоха Возрождения, XVII—XIX вв.ека. Получается, в Москву удалось привести все самое главное, что есть в японском искусстве. Как это позволили вывезти из страны — загадка.
Такую выставку могли организовывать и десять лет, такие масштабные гастроли в честь перекрестного года Японии и России. Но организовали всего за год, в рекордные сроки. И будет две части. Сейчас первые 135 произведений, среди которых гравюры на дереве, живопись на ширмах и раздвижных перегородках, которую надо только смотреть, камера не передает всей магии, конечно, вертикальные и горизонтальные свитки, живопись на шелке и бумаге. Все работы очень хрупкие. Такие произведения имеют особый статус, их нельзя вывозить более чем на 4 недели, отсюда и такие жесткие сроки и ротация экспозиций. Так что успейте посмотреть на эти пейзажи, на воды и горы, цветы и птиц, портреты, жанровые и батальные сцены из японской жизни. Это не просто искусство, посещение выставки, это арт-терапия, сеанс медитации.