9 февраля в Берлине стартует один из главных мировых кинофестивалей — Берлинале. В конкурсе 18 картин, из них ни одной русской. Самые ожидаемые из них — продолжение культового фильма Дэнни Бойла «На игле», «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки и «Вечеринка» Салли Портер. Денис Катаев рассказывает о них в новом выпуске «Искусственного отбора».
Самый ожидаемый фильм Берлинале — новая картина финского классика Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды». Это снова одиссея маленького человека, на этот раз очень актуального, антигероя нашего времени — сирийского беженца. Именно этому чужестранцу придется внести суматоху в размеренную и строгую северную жизнь, в данном случае финского коммивояжера. Неслучайно фильм показывают именно в Берлине, где иммигрантам самое место, и к ним там особо трепетное отношение. Например, в прошлом году о них заботились чаще, чем обычно, даже водили на сеансы. Берлин чуток к таким сюжетам. А Каурисмяки наверняка опять с теплом расскажет об этих самых лишних людях, на которых никто не обращает внимание, но без которых мир был бы совсем другим.
Самый эстетичный фильм фестиваля — «Вечеринка» от радикального британского режиссера Салли Поттер. Олдскульное черно-белое полотно с подзаголовком «комедия трагических пропорций». Герои Киллиана Мерфи, Бруно Ганца и Кристин Скотт Томас собираются в одном пространстве, как в романе у Агаты Кристи, в данном случае в лондонском особняке, где их только Бог простит. Вечеринка начинается как праздник в честь хозяйки и ее политических успехов, но заканчивается кровью на полу. Абсурдное, смешное и неизбежно драматичное повествование может стать самым необычным участником конкурсной программы. Любопытно, что вот эта картина все-таки с русским следом. Оператор у Салли Портер здесь — Алексей Родионов, тот самый, кто снимал «Иди и смотри» Климова, а с этим режиссером тоже давно сотрудничает. Ее знаменитая картина «Орландо» по Вирджинии Вульф — тоже дело рук Родионова. Так что без наших не обошлось.
Самая громкая мировая премьера — сиквел культовой картины «На игле» от Дэнни Бойла. Все замерли в ожидании, получится ли продолжение столь же эффектным и запоминающимся, что и первоисточник. Пока британская критика, где картину уже показали, в целом оптимистична, но сдержана. Тот хит 90-х показывали в Каннах, продолжение — уже в Берлине. Это по сути экранизация другого романа Ирвина Уэлша — «Порно». По хронологии получается, что это «На игле» 10 лет спустя, практически всех главных героев снова получилось собрать. Угар уже в трейлере. А еще этому фильму, конечно, самое место в Берлине, где как раз такой же бешеный ритм.
Румынское кино тоже в конкурсе Берлина, и у него пока, судя по всему, больше всего шансов на «Золотого медведя». Это картина «Ана, любовь моя» от режиссера Калина Петера Нецера, который уже уезжал с главной наградой из Берлина в 2013-м году с фильмом «Поза ребенка». И это снова социальная история с актуальным подтекстом. Новые Ромео и Джульетта пытаются пережить семейные трудности и панические атаки, которые одолевают главную героиню — Ану. Получаются такие восточноевропейские сцены из супружеской жизни на грани нервного срыва, которые вскрывают табу современного румынского общества. Пока неясно, как оценит это кино председатель жюри Пол Верховен, ему такое социальное и реалистичное все-таки не очень близко.
Наши все-таки представлены в этом году в расписании Берлинале, правда, в параллельной программе — «Панорама». Это новый фильм Резо Гигинеишвили «Заложники», чисто грузинская история, основанная на реальных событиях. Несколько смельчаков попытались угнать самолет в 1983 году, но романтические помыслы и мотивы обернулись кровью и уголовщиной. О советском бунте против суровой реальности, идеалистичном и безбашенном — в этом кино. Вот что говорит о своей работе сам режиссер: «Действия наших героев нельзя оправдать. Можно лишь попытаться их проанализировать. Перед нами античная трагедия, где нет правых и нет виноватых».
Автор «Процесса» — Аскольд Куров, он известен своими радикальными оппозиционными документальными работами. Выпускник школы Марины Разбежкиной снимал «Зима, уходи» про протесты белоленточников. Теперь его заинтересовало дело украинского режиссера Олега Сенцова, которого судили в России и приговорили к 20 годам заключения. Несправедливым, по его мнению, процессом он заинтересовался еще на этапе судебных заседаний, которые подробно документировал. За судьбой Сенцова в Берлине тщательно следят. Потому появление этого фильма в программе - вполне логично. А режиссер еще в 2015-м собирал деньги на фильм. Так что это еще и народное кино.
На превью: кадр из фильма «Т2 Трейнспоттинг (На игле)», 2017 / Кинопоиск