Главное кинособытие ноября — традиционный «Бритфест», фестиваль свежего британского кино. Хейдлайнер — фильм «Фаворитка» Йоргаса Лантимоса, но о нем подробнее на следующей неделе. Покажут и его хрестоматийный «Лобстер». А пока Денис Катаев рассказал о трех новинках, которые показывают в эти дни.
«Рэй и Лиз»
Самый противоречивый и вызывающий фильм — «Рэй и Лиз», из программы фестиваля в Локарно и многих других видных смотров. «Рэй и Лиз» — это абсурдистская драма с типично британским чувством юмора, черного юмора. Кино, в котором важен каждый кадр из будничной жизни этой непутевой семьи. Потому что фильм — дебют фотографа Ричарда Биллингэма, который он снял на 16-миллиметровую камеру. Получился такой достойный и благородный олд-скул. So british. Получился семейный портрет в не очень приглядном интерьере.
Главные герои — люди в расфокусе, как бы сказали: «у нас неблагополучная семья на заметке у социальных служб, по которым плачет ювенальная юстиция». Одного, младшего ребенка, у них хотят уже хотят отобрать, но они продолжают свое маргинальное существование и получают от этого истинное удовольствие. Потому что таков их art de vivre. Это ретро — очень личное для режиссера, ведь так он рассказывает о своей семье, потому получилось очень интимное высказывание. Трагифарс на грани безумия про какие-то очень ненавязчивые скрепы на фоне бутылок с бормотухой.
При этом «Рэй и Лиз» — это очень хаотичная картина: из прошлого нас кидает в настоящее. Получается несколько сцен из жизни других, но точно счастливых людей, по какой-то другой шкале, быть может вам незнакомой. Такая альтернативная долгая счастливая жизнь.
«Правила бойни»
Черные комедия — это уже можно назвать британским кинокодом, равных им в этом практически нет. Из программы «Бритфеста» в этом жанре выделяется фильм под кровожадным названием «Правила бойни». В главных ролях здесь звезды британского юмора — Саймон Пегг и Майкл Шин. Это гарантия успеха и отличного вкуса.
Фактически это кино про дедовщину. Бойня — это не то, что вы себе представляете, забивают здесь не скотину, а вполне себе людей. Ведь действие происходит в элитной школе с суровыми нравами. Все как в «Цельнометаллической оболочке» — новичкам здесь не сладко, а даже довольно страшно. Студентам, которые не соблюдают правила и шляются где попало по ночам, придется тяжко. Школьные тираны позаботились, чтобы все себя чувствовали принцами на горошине. Немного магии: в школьную деспотию нагрянут лесные монстры.
Получается адская смесь, такой экстремальный и саркастический «Гарри Поттер» с пародией на британские традиции и классовой иронией. Получился цельный хоррор с фигой в кармане. Все умрут, а выживут вы сами знаете кто — только любовники.
«Однокашники»
Еще один фильм про элитную школу и социальное неравенство из программы «Бритфеста». Он так и называется — «Однокашники», здесь уже без ужасов, просто про любовь, которая передается через посредников. И, конечно, про молодость, которая все простит.
В главной роли молодого и еще неудачливого любовника здесь — главный британский актер-подросток, Алекс Лоутер, который недавно устроил адский перформанс в удачном мини-сериале End of fucking world. Здесь он ведет себя намного скромнее, потому что его герой — ботаник, над которым все насмехаются, в общем, пугало, который сможет проявить себя, как только в их закрытом школьном мирке появляется она — француженка, дочь нового учителя. По традиции, она влюбляется в самого красивого и спортивного парня школы. Но тот оказывается черствым и каким-то примитивным, не может и пары слов связать, чтобы произвести впечатление на девушку. Тут-то на помощь и приходит наш горе-очкарик. он-то и сочиняет эту любовную историю, в которую сам в итоге и погрузится с головой, сам того не понимая.
«Однокашники» — филигранно скроенное кино про социальные роли и стереотипы, которые подлежат ревизии. Главный красавец может оказаться деревом, а харизма неудачника может оказаться такой, что привычная оптика становится неактуальной. В общем, снова такая пощечина общественному вкусу, чтобы встряхнуть. Не ждите типичный ромком, это будет фильм-перевертыш. А так — все клише подростковой школьной драмы британской Германики на месте: агрессия, унижения, тайные поцелуи и постоянное напряжение.
Главное кино в прокате на этой неделе — победитель Каннского кинофестиваля «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды. Самый неочевидный и неожиданный победитель — не потому что фильм плохой, а потому что семейные драмы от этого режиссера в Каннах мы смотрим почти каждый год. Корээда — один из так называемой «каннской номенклатуры». К нему так привыкли, что уже даже не ждали ничего нового. Но он взял и совершил революцию. Корээда стал анархистом, который отбойным молотком ударил по все