Миллиарды на Афоне, друг Путина из списка Forbes и российская «фабрика взлома»
Как друзья Путина расширили кооператив «Озеро», откуда у полковника Захарченко 8,5 млрд рублей, что стоит за уголовным делом против Давидыча и почему чиновника уволили за любовь к «Ленинграду». Дождь выбрал лучшие репортажи и расследования, которые вышли в 2016 году.
Минувший год был особенно важным для Русской православной церкви: Россия с размахом отметила тысячу лет присутствия русского монашества на святой горе Афон. Любовь к паломничеству на Афон объединила десятки российских бизнесменов и чиновников. Некоторые ездят туда с официальными делегациями, но большинство приезжают лично и свои визиты не афишируют. Что же ищет российская элита на святой горе?
«Серая мышь: пять раз с ним познакомишься, на шестой не узнаешь. Это с одной стороны. А с другой — шикарный аналитик». От молодого специалиста из деревни под Ростовом до фигуранта самого крупного коррупционного скандала года. Путь полковника Дмитрия Захарченко — в репортаже Дождя.
По данным Роспотребнадзора на 30 сентября 2016 года, в России миллион людей с ВИЧ-положительным статусом. Ежедневно 280 россиян узнают, что больны ВИЧ. Люди с ВИЧ-положительным статусом рассказали Когершин Сагиевой, как сегодня к ним относится общество.
Новый руководитель администрации президента Антон Вайно, как и всякий российский чиновник, обязан декларировать свое имущество и доходы. Согласно официальной декларации, за 2015 год он заработал 10,1 миллиона рублей и является собственником квартиры площадью 111 квадратных метров, земельного участка размером в 28 соток, двух машиномест. Еще у Вайно в пользовании — квартира площадью 155,5 квадратных метров и земельный участок размером больше 60 соток. Игорь Севрюгин изучил данные полного тезки главы администрации президента Вайно Антона Эдуардовича и выяснил, что задекларированные доходы не позволили бы ему купить землю и недвижимость в таких элитных местах.
Русский хакер Александр Панин придумал вирус «Спай Ай», который прикидывается очень важным письмом в вашей почте. За это он еще долго будет сидеть в американской тюрьме, из которой начал переписываться с корреспондентом Дождя. Кто он — русский хакер, который любит воровать с зарубежных счетов и вмешиваться в международную политику, смотрите в репортаже Когершын Сагиевой.
Что мы знаем о закрытой резиденции в Карелии, которую местные жители называют дачей Владимира Путина? Кто живет рядом с секретной резиденцией, как охраняется покой лучших друзей президента? Специальное расследование Родиона Чепеля и Марии Жолобовой к двадцатилетию кооператива «Озеро».
Имя Петра Колбина из поселка Ясный в Архангельской области впервые появилось в рейтинге Forbes в 2011 году — 187 строчка с состоянием в полмиллиарда долларов, а дальше его дела шли только в гору. Колбин оказался третьим акционером крупнейшей энергетической группы Gunvor, коллегой Геннадия Тимченко.
Репортаж Дождя о главных героях этой весны, уличных гонщиках. Против «золотой молодежи» на дорогих автомобилях МВД развернуло целую кампанию, а лидер одной из главных группировок арестован. Родион Чепель провел собственное расследование о том, как устроено дело против Эрика «Давидыча» Китуашвили — лидера сообщества автолюбителей «Смотра.ру», на страницы в соцсетях которого подписаны почти десять миллионов человек.
Документальный фильм Сергея Ерженкова об основателе группы «Ляпис Трубецкой», а теперь лидере группы Brutto Сергее Михалке. Дождь — единственный телеканал, кому музыкант позволил снимать фильм про себя.
Арест Алексея Улюкаева стал первым подобным событием в истории современной России. Действующего министра задержали у офиса «Роснефти», его обвиняют в получении взятки. Влад Пушкарев побывал в Смоленской области на ферме, которая оформлена на бывшего главу Минэкономразвития, и поговорил с жителями ближайшей деревни.
Наш Штирлиц в тылу у «Азова». Летом патриотические сайты сообщали об Алексее Филиппове — как о россиянине, бывшем бойце СОБРа, который якобы по заданию спецслужб стал добровольцем ДНР, а потом перешел на украинскую сторону. Позже в сюжете на НТВ он рассказал, чтобы шпионом Украины.
Усталые бойцы из частных военных компаний, воевавшие в Сирии, больше не нужны на геополитическом фронте и возвращаются домой — их никто не признал ни героями, ни ветеранами. Так же, как и после афганской войны, они начинают создавать собственную культуру. Если все пойдет по этому же сценарию, то впереди у них — ассоциации ветеранов, крышевание бизнеса и разборки на кладбищах. Дождь узнал, чем занимаются добровольцы, вернувшиеся на родную землю.
Павел Лобков побывал в другой России. Там, где деньги текут рекой, где живут веселые люди в огромных цветных домах и у каждого есть свой мегапроект, свой космодром и свой небоскреб. Это городок Сорока в Молдавии, где уже 200 лет на своей горке живут цыгане — настоящие, витальные, пушкинские. Источник их доходов темен, но зато как они их конвертируют в произведениях искусства. Там есть и свой Капитолий, и Большой Театр, и дворцы в огромных количествах.