От Цоя до Анны Карениной: путь Сергея Соловьева в фотографиях
В понедельник, 13 декабря, в Москве умер 77-летний режиссер Сергей Соловьев — автор фильмов «Асса», «Сто дней после детства», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Нежный возраст» и множества других. Соловьев одним из первых открыл зрителям мир андеграундного искусства Ленинградского рок-клуба, несколько раз ставил Чехова в московских театрах, снял свою версию «Анны Карениной» и был основателем и президентом международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня».
Монтажер Вера Круглова, режиссер Сергей Соловьев, старший редактор Александр Блюмин и режиссер-стажер Борис Криницын (слева направо) за монтажом фильма «Асса», 1 августа 1987 года. Фильм «Асса» вышел в разгар перестройки, в 1987 году, и стал одной из главных картин Соловьева — респектабельного автора, не снимавшего до этого артхаусного кино. Режиссер пригласил в картину главных на тот момент звезд еще находившегося в полуподполье Ленинградского рок-клуба — Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, Сергея Бугаева, Сергея Рыженко, Жанну Агузарову — а исполнившая роль героини Алики Татьяна Друбич стала его последней женой и музой. В конце фильма звучала песня Виктора Цоя «Перемен!», которой предстояло стать одной из главных протестных песен в России и Беларуси.
Сергей Соловьев (слева) на репетиции «Чайки» А. Чехова в театре на Таганке, 12 января 1994 года. После успешной «Ассы» и второго фильма трилогии «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» Соловьев обратился к театральным постановкам и в 1994 году поставил «Чайку», которая стала премьерной для недавно созданного театра Содружество Актеров Таганки. В тогдашней Москве «Чайка» стала одним из самых дорогостоящих проектов. За музыку отвечал Сергей Курехин — еще одна звезда Ленинградского андеграунда.
Сергей Соловьев получает главный приз «Кинотавра» — «Золотую розу» — за фильм «Нежный возраст», 15 июня 2001 года. «Нежный возраст» был снят Соловьевым уже в 2000 году. За «Нежный возраст» Соловьев получил награду Гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре».
Сергей Соловьев у «стены Цоя» на Старом Арбате в годовщину смерти Виктора Цоя, 15 августа 2004 года. Сергей Соловьев был дружен с музыкантами и художниками, составлявшими костяк Ленинградского рок-клуба — в том числе, с Борисом Гребенщиковым и Виктором Цоем, который сыграл в «Ассе» небольшую, но заметную роль и спел песню «Перемен!». Участники Ленинградского рок-клуба впоследствии выступали в разных ролях и в других проектах Соловьева — фильмах и театральных постановках.
Сергей Соловьев на премьерном показе фильма «Анна Каренина» в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, 31 мая 2009 года. После постановок по Чехову Сергей Соловьев взялся за экранизацию Толстого — и в 2009 году снял «Анну Каренину». По задумке Соловьева фильм должен был стать дилогией вместе со снятой им незадолго до того картиной «2-Асса-2». «Анна Каренина», главную роль в которой также исполнила Друбич, взяла «Нику» за лучшие костюмы и был номинирован на премию «Золотой орел» в 2010 году.
Сергей Соловьев перед научно-практической конференцией «ВГИК – инновационный центр экранных искусств» в Москве, 24 мая 2011 года. Соловьев, сам окончивший режиссерский факультет ВГИКа, числился преподавателем на кафедре режиссуры игрового фильма, а кроме того, с начала 1980-х читал лекции на Высших курсах сценаристов и режиссеров, был членом Союза кинематографистов и активно преподавал.
Открытие выставки «Нога судьбы» по творчеству Сергея Соловьева в галерее «Эрарта» в Санкт-Петербурге, 9 ноября 2017 года. Выставка была названа по цитате из песни Бориса Гребенщикова и посвящена творчеству Соловьева. На ней собрали фотографии, инсталляции, костюмы и артефакты со съемочных площадок фильмов режиссера.
Сергей Соловьев на питчинге Фонда кино в Москве, 10 декабря 2019 года. Кроме активного преподавания, Сергей Соловьев также входил в состав совета Фонда кино и принимал участие в питчингах — отборочных проектах, на которые режиссеры заявляют свои картины, чтобы получить поддержку от государства.