Самые скандальные новостройки Москвы. Фотогалерея с комментариями архитектора Юрия Эхина
В процессе подготовки репортажа «Бульдозерное лобби» наши корреспонденты объехали самые крупные новые жилые комплексы Москвы и Подмосковья, в том числе новостройки, оказавшиеся в центре публичных скандалов. Мы предложили члену Союза архитекторов Юрию Эхину оценить эти объекты с точки зрения архитектурной ценности и комфортности. Его комментарии — в фотогалерее Дождя.
Первое, что бросается в глаза в этом ряде фотографий новой жилой застройки — её запредельная высотность и безликость. Еще 40 лет назад архитекторы и градостроители мира пришли к выводу о том, что высотная застройка некомфортна для проживания. Вот цитата одной из самых значимых книг по устройству городов XX века британца Кристофера Александера «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство», 1977 год.
… «Высокие здания не имеют решающих достоинств, за исключением спекулятивных доходов для банков и землевладельцев. Они не дешевле, они не помогают создать общественное пространство, в котором приятно находится. Они разрушают лицо города, они разрушают социальную жизнь, они способствуют увеличению преступности, они делают жизнь трудной для детей, они дорогие в обслуживании, они разрушают градостроительное пространство рядом с собой, отнимая у соседей свет и воздух. Но кроме всех этих рациональных причин градостроительного и экономического характера, существуют эмпирические данные, доказывающие, что многоэтажки способны вредить здоровью и ощущениям человека. Многоэтажки сводят людей с ума».
С тех пор европейцы отказались от высотных микрорайонов и кварталов. Американцы многоэтажки не строят, кроме компактных деловых центров. У нас спекулятивные доходы от высотной застройки получают девелоперы и чиновники, дающие на это разрешения, но это единственное отличие от цитаты.
Второе, что видят архитекторы в новой застройке — панельные дома, которые нигде в мире давно не строят. Панельные железобетонные дома — это морально устаревшее жильё, не отвечающее никаким современным требованиям по экологии, планировкам, ремонтопригодности, высокой себестоимости, низкой тепло-, звукоизоляции, эстетике, долговечности. Продолжая строить их в огромных количествах, власти и застройщики строят прошлый век под видом нового.
Третий отрицательный показатель — высочайшая плотность жилой застройки в ущерб психологическому комфорту людей, солнечному освещению (инсоляции), проветриванию (аэрации), озеленению, удобству автомобилистов, традициям, наконец.
Четвертый показатель — эстетическая ущербность большинства новостроек, которые опытные архитекторы язвительно и точно называют «цветными ящиками» и «вертикальными гробами». Если принять во внимание крохотные по мировым меркам квартиры этих домов (по нормам ООН обеспеченность должна быть более 40 кв. м. на человека), то говорить о современном качестве жилья не приходится.
По сочетанию четырёх отрицательных качеств высотное, плотное, безликое и часто панельное жилищное строительство ниже всех современных критериев. Оно не имеет права и объективных показаний к существованию с точки зрения здравого смысла и развития.
Плотность и этажность жилой застройки в Москве выше плотности европейских столиц. Дальнейшее уплотнение будет ухудшать ситуацию. Тем более, по данным Росстата, средняя этажность новостроек в Москве сегодня составляет 21 этаж.
Пятый показатель, формирующий такую застройку, — действующие лица. Вопреки общемировой практике, во главе угла в Москве и Подмосковье при принятии решений не стоят обученные грамотной гармоничной застройке специалисты (которыми являются только хорошие архитекторы), а стоят строители типового жилья прошлого века. Такого нет в развитом мире. Как известно, в США запрещено строить больше трёх одинаковых домов в городе — это современные мировые стандарты. Специалисты по объемам типового строительства не способны создавать гармонию в принципе — это не их стезя. Потому людям бросаются в глаза отсутствие гармонии в новой застройке, ужас отсутствия инфраструктуры. Показательный пример тому — район Некрасовки с безликими панельными домами от ДСК-1. Размещение среди огромных, немасштабных многоэтажных строений маленькой церкви на гигантской площади выглядит как неумелая и циничная попытка прикрыть негативное впечатление. К сожалению, такая ситуация будет повторяться, потому что бывший глава ДСК-1 сегодня возглавил московский Фонд реновации жилой застройки.
Есть на фото два примера, о которых следует сказать особо — проект комплексной жилой застройки территории завода «Серп и молот», а также урбанистический жилой дом на проспекте Сахарова. В первом случае неплохие объемно-планировочные показатели будущего жилого района с разной этажностью и пластикой отягощаются пониманием того, что им уничтожается промышленность, без которой нет смысла строить столько жилья. Рост городов в мире обычно идёт вслед за развитием промышленности, например, в странах Юго-восточной Азии. А в Москве искажённая ситуация — промышленность уничтожают, а жилье строят. Возникает угроза того, что в скором времени столица станет огромной химерой, в которой жить невозможно и работать негде.
Второй случай — образ современного жилого дома на углу проспекта Академика Сахарова и Садового кольца, сложенного из красных кубиков. Это не частая для Москвы авторская попытка найти оригинальное новаторское решение на контрасте с окружающей застройкой разных лет. На мой взгляд, недоведённый до совершенства образ «сыплющейся» цифровой картинки, может быть основой для дальнейшей работы над проектом, но не более того. Главный вопрос, который возникает при взгляде на него со стороны, — не являются ли квартиры этого дома такими же маленькими, одинаковыми кубиками, как фасад?