Как в Чечне насильно соединяют разведенные пары. Фоторепортаж
В июле 2017 года Кадыров приказал соединить все разведенные семьи республики, а уже в августе чеченское телевидение отчиталось — воссоединены 948 семей. В марте корреспонденты Дождя отправились в Чечню, чтобы поговорить с насильно соединенными семьями и с администрацией Грозного — тогда в эфире вышел большой репортаж. Сейчас мы публикуем фотографии из поездки с комментариями Дарьи Жук и интересными фактами, оставшимися за кадром.
В Чечню отправился женский «десант» Дождя: наш корреспондент Даша Жук и оператор Эля Пашкеева. Интервью они записывали в основном с женами. Чеченский мужчина не станет делиться личными переживаниями с посторонним человеком, тем более с женщиной.
«Этот опыт нам дали Рамзан Ахматович. Все, что творится в Чеченской республике во имя народа и во благо народа, — это все идеи Рамзана Ахматовича. Слава Аллаху, что у нас такой лидер!»
Рустам Абазов, высокопоставленный чиновник кадыровской администрации, во время интервью рефреном хвалит Кадырова и Аллаха. Он справа на фото в своем кабинете в высотке Грозный сити прямо на фоне традиционного чеченского триптиха (Ахмат Кадыров, Владимир Путин и Разман Кадыров).
Мирить разведенных — давняя чеченская традиция. Раньше это было неофициально, не было никакой специальной программы. Муфтии на местах проводили профилактические работы с семьями на грани развода и приходили домой к мужу или жене, ушедшим из семьи. Теперь это целая программа по гармонизации семейных отношений. Сотрудники органов составляют списки разведенных по каждому району, муфтии читают проповеди, кадии ходят по домам, семьи приглашают в администрацию. Заработала горячая линия, на которую можно позвонить и попросить, чтобы тебя воссоединили с твоим бывшим мужем или женой.
Это Грозный Сити, в здании которого находится кабинет куратора проекта по гармонизации семейных отношений в Чечне. После интервью Абазов проводит экскурсию по городу и показывает свои любимые места.
В июле 2017 года Кадыров поручил Рустаму Абазову заняться программой по воссоединению разведенных семей в Чечне. С тех пор прошло чуть меньше года, а воссоединили 1500 семей республики. Абазов полтора года возглавляет департамент по работе с религиозными и местными организациями. Когда Кадыров предложил это место, было даже страшно, говорит Абазов. Ну а потом втянулся.
«Никто не воссоединяет семьи силой!» Не успели мы спросить про насильственность воссоединения, как Абазов тут же начинает защищаться. На вопрос, почему мужья и жены не могут помириться без участие муфтия и администрации, отвечает: «Чеченцы — народ гордый, помириться для них не просто».
Мечеть имени Аймани Кадыровой, названная в честь жены первого президента Чечни Ахмата Кадырова.
Съемочная группа остановилась по дороге в горное село Зумсой, где Дашу и Элю ждала воссоединенная семья Мехди и Залины.
Это Нихалой — село в Шатойском районе Чечни, популярное туристическое место рядом с водопадами над рекой Орга.
Это Мехди Мухаев, чеченский горец в нескольких поколениях. Сотрудники местной администрации говорят, что Мехди для них почти сказочный персонаж.
Он родился в древнем чеченском селе Зумсой (родина одного из основных чеченских тейпов). Село очень пострадало во время второй чеченской войны. После бомбежек и обстрелов здесь осталось всего шесть семей. Те, кто выжил, спустились с гор в низину. Мехди мечтал вернуться в Зумсой и, как только село восстановили, переехал туда вместе с новой женой Залиной.
Дом горца Мехди
У Мехди есть козы, коровы, кони, индюки — хозяйство досталось ему еще от отца. По местным меркам он зажиточный хозяин.
Справа — глава семьи Мехди Мухаев и его сыновья Муца и Куца. Слева — жена Залина с дочкой Айшат. Еще левее — родственник Мухаева и глава администрации. Сотрудники администрации не отходили от нас ни на шаг во время съемок, внимательно слушали вопросы и переводили каждый ответ (Мехди и Залина плохо говорят по-русски).
Всего у Мехди было 6 жен, но всякий раз это был моногамный брак. В браке у Залины и Мехди родились трое детей. О причинах развода чеченцы никогда не скажут прямо, это неприятно обсуждать даже с близкими, а тем более с журналистами из Москвы и на камеру. Залину переводит помощник администрации: «Типичный чеченский ответ. Любая ситуация в жизни — это судьба. Так случилось и она относится к этому, как к испытанию судьбы».
Слева — 26-летняя Фирдаус. Справа — мужчины, вернувшие ее в семью мужа (местный кадий и имам). На время интервью имам и кадий выходят из комнаты. Чеченская женщина не может открыто обсуждать личную жизнь при мужчине, это считается неприличным. Но на всякий случай в комнате оставляют тещу, чтобы мы не спросили лишнего, а Фирдаус не ответила. Сначала Фирдаус очень смущалась, на все отвечала односложно. Но через полчаса выдохнула и расслабилась.
От замужней чеченки, интервью с которой организовала местная администрация, не ждешь особенной искренности. Но неожиданно чеченка начинает делиться своими взглядами на брак и семью:
— Фирдаус, как вы думаете, возможно встретить настоящую любовь?
— Возможно. Если ты сама добьешься своей любви, тогда будет возможно.
— Как?
— Я сама не знаю. Я сама не смогла.
— А какой он, ваш муж? Какие у него качества? — Он нервный, как и все мужчины. Спокойный иногда...
— А почему вы расстались с Ибрагимом?
— В каждой семье есть свои проблемы. У нас тоже так. Шайтан разбежался перед нами. Аллах все записывает и знает, когда разведемся, когда сходимся. Он записывает. А нам приходится делать так, как он хочет
Для Фирдаус, как и для многих других женщин, вернуться к мужу стало единственной возможностью быть рядом с ее детьми. Согласно местным обычаям, дети после 7 лет остаются с мужем. Даже маленькие дети до 7 лет остались не с Фирдаус, а с Ибрагимом. Так решил Ибрагим.
— Фирдаус, могут ли дети быть счастливы, если несчастны их родители?
— Могут.
— А как сделать так, чтобы они были счастливы, если родители несчастны?
— Главное не показывать им, что ты несчастлив. Если ты держишь в душе все, думаешь и не показываешь детям то, о чем думаешь, тогда они будут счастливы, думая, что ты счастлив.
А это мечеть «Сердце Чечни», в которой, как и в других мечетях республики, читают проповеди о воссоединении разведенных семей.
Смотрите на Дожде большой репортаж о том, как Рамзан Кадыров победил разводы и как в Чечне живут насильно соединенные пары.