Год растоптанных надежд: белорусский протест в фотографиях
Ровно год назад, 9 августа 2020 года, в Беларуси прошли президентские выборы, победителем которых ЦИК назвал Александра Лукашенко. В этот же день страну охватила волна массовых и беспрецедентных для Беларуси акций протеста, которые продолжались несколько месяцев. Сотни тысяч людей выходили на улицы с требованием новых выборов и ухода Лукашенко. На это белорусские власти отвечали жестокостью, избиениями, уголовными делами и тюремными сроками. Дождь вспоминает прошедший год в Беларуси.
Участники акции протеста в центре Минска, 10 августа 2020 года.
Массовые акции протеста в белорусских городах начались в ночь с 9 на 10 августа после того, как ЦИК объявил Александра Лукашенко победителем на президентских выборах . Соперница Лукашенко Светлана Тихановская не признала итоги голосования, ее штаб говорил, что она набрала 70-80% голосов (ЦИК объявлял, что за Тихановскую проголосовали 10% избирателей). Против людей, собравшихся в центре Минска, применяли водометы, резиновые пули, светошумовые гранаты. Десятки человек были задержаны.
Раненый Александр Тарайковский стоит перед группой силовиков в ночь с 9 на 10 августа 2020 года.
Александр Тарайковский стал первым человеком, погибшим во время белорусских протестов 2020-го года. В МВД утверждали, что он погиб от взрыва бомбы, которая якобы была у него в руках. Однако на видео, которое публиковали «Еврорадио» и Associated Press видно, что ничего в руках у него нет. Спустя полгода Следственный комитет Беларуси признал, что против Тарайковского силовики применили оружие, но утверждали, что он их провоцировал.
Десятки тысяч человек у стелы «Минск – город-герой» 16 августа 2020 года.
В первые несколько недель массовый протест только набирал обороты. Одна из самых массовых акций прошла 16 августа, когда более 200 тысяч человек собрались возле стелы «Минск — город-герой» и прошли маршем до площади Независимости, где находится Дом правительства. На площади перед протестующими выступила один из лидеров протестов Мария Колесникова (7 сентября ее задержат, она находится до сих пор в СИЗО, ее интервью Дождю можно прочитать здесь)
Лукашенко выступает перед рабочими у Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), 17 августа 2020 года.
Белорусский протест показал, что недовольные властью есть не только среди оппозиции, но и среди тех, кого Лукашенко считал своими сторонниками. Сотни работников белорусских заводов, в том числе МАЗа, БелАЗа, «Беларуськалия» и МЗКТ, отказались работать, требуя провести новые президентские выборы и освободить всех задержанных на акциях протеста. 17 августа Лукашенко приехал на МЗКТ и выступил перед рабочими, которые встретили его криками «Уходи!» и «Выпускай!» В ответ он сказал, что проводить новые выборы не будут.
Участники протестов на площади Независимости в Минске, 19 августа 2020 года.
Массовые акции протеста в Беларуси продолжались до зимы. Их участники вели себя мирно, но часто их разгоняли силовики. За это время десятки тысяч людей были задержаны, тысячи были осуждены или были вынуждены уехать.
Девушка обнимает военнослужащего, охраняющего здание правительства Беларуси в Минске, 14 августа 2020 года
Одно из самых запоминающихся событий белорусских протестов. В этот день тысячи жителей Минска провели шествие к Дому правительства Беларуси. Собравшиеся требовали новых выборов и встречи с властями. Здание охраняли военные, они выстроились по его периметру, при этом опустив щиты. После этого к ним начали подходить участницы протеста, обнимать, дарить цветы и целовать.
Александр Лукашенко, вооруженный автоматом, приветствует силовиков в кордоне у Дворца Независимости в Минске, 23 августа 2020 года.
За время протестов Лукашенко дважды появлялся с автоматом — 23 и 30 августа (это, конечно же, стало поводом для шуток). По его словам, таким образом он хотел показать, что он «не трус». 23 августа рядом с Дворцом Независимости собрались протестующие. В какой-то момент туда же прилетел на вертолете Лукашенко. Он вышел из него с автоматом в руках. Сопровождал его сын Николай в военной экипировке.
Нина Багинская у подъезда своего дома перед акцией протеста, 10 сентября 2020 года.
73-летняя Нина Багинская стала одним из символов белорусского протеста. Активистка получила широкую известность после видео, на котором она идет с бело-красно-белым флагом, ее пытается остановить силовик, а она говорит: «Я гуляю». На самом деле она участвует в протестах с 1988 года. На протестах 2020 года ее неоднократно задерживали. Посмотреть ее интервью Дождю можно здесь.
Автозак отъезжает от следственного изолятора на Окрестина, 12 августа 2020 года.
Символом жестокости белорусского режима и силовиков стал минский изолятор в переулке Окрестина. Сюда свозили протестующего со всего города, их пытали, избивали, угрожали изнасилованием (по некоторым данным, не только угрожали) и издевались над ними различными способами. До 19 августа там был волонтерский лагерь, который помогал выходящим из изолятора, оказывал им медицинскую и психологическую помощь. Вот несколько рассказов людей, которые находились в этом изоляторе.
Александр Лукашенко выступает на митинге перед своими сторонниками на площади Независимости в Минске, 16 августа 2020 года.
Вскоре после начала протестов власти Беларуси решили показать, что у Лукашенко тоже есть многочисленные сторонники и они готовы выходить за него на улицу. Одно из первых таких событий — митинг на площади Независимости 16 августа, участников которого свозили автобусами. Лукашенко приехал на него в сопровождении сына Николая, выступал (эмоционально) полчаса и сказал, что он «жив и будет жить».
Участницы протеста в поддержку Марии Колесниковой в Минске встали в сцепку незадолго до начала задержаний у Комаровского рынка, 8 сентября 2020 года.
Одной из основных сил белорусского протеста стали женщины — оппозицию вокруг себя сплотили женщины во главе со Светланой Тихановской, а после того, как она и супруга другого экс-кандидата в прездиенты Валерия Цепкало, Вероника, покинули страну, главным лицом протеста стала Мария Колесникова. Большую силу набрали «женские марши» — женщин почти не задерживали до 8 сентября, акции в поддержку задержанной Марии Колесниковой. Одна из героинь этой фотографии, Настя, рассказала Дождю: «Сейчас страха нет. Когда я выхожу на акции, у меня наоборот какой-то боевой дух появляется, все ресурсы организма мобилизуются, я готова просто вступать в борьбу, схватку, защищаться, защищать людей по возможности, которые рядом со мной. Я, конечно, понимаю, что я и ОМОН — это две разные силы, но все равно страха нет».
Жительница Минска на балконе дома с бело-красно-белым флагом во время женского марша, 17 октября 2020 года.
Бело-красно-белый флаг стал одним из главных символов протеста против режима Лукашенко. При этом он был символом белорусского движения за независимость страны еще на рубеже XIX-XX веков. Несмотря на то, что сейчас Лукашенко называет этот флаг «фашистким», именно под ним он давал присягу после избрания президентом в 1994 году. После начала протестов в 2020 году власти Беларуси объявили настоящую войну символике этого цвета. За флаг могли задержать, арестовать, эти цвета закрашивали везде, где только можно. Доходило до абсурда: человека могли задержать за коробку от телевизора LG бело-красно-белого цвета (нет, это не шутка). В итоге весной этого года МВД предложило включить бело-красно-белый флаг в список запрещенной нацистской символики, потому что во время Великой Отечественной войны его использовали белорусские коллаборационисты (но не только они).
Священник отпевает Романа Бондаренко, активиста, умершего после задержания. Минск, 20 ноября 2020 года.
31-летний активист Роман Бондаренко умер в минской больнице скорой помощи 12 ноября 2020 года. Перед этим его избили так называемые тихари — люди в штатском, работающие на белорусских силовиков. Нападение на Бондаренко произошло после того, как он спросил у этих людей, зачем они снимают красно-белые ленточки с забора на «Площади перемен». На церемонию прощания с Бондаренко пришли тысячи людей.
Власти утверждали, что Бондаренко был пьян. Однако журналисты выяснили, что экспертиза этого не подтвердила. Из-за этой публикации к реальным срокам приговорили журналистку Tut.by Екатерину Борисевич и врача больницы скорой помощи Артема Сорокина, обвинив их в разглашении врачебной тайны.
Сотрудники полиции задерживают участника протеста на Всехвятской улице в Минске, 22 ноября 2020 года.
В этот день в Минске и других городах прошел «Марш против фашизма». Он отличался от предыдущих акций тем, что люди не собирались централизованно, а встречались прямо во дворах. Но это не помешало силовикам задержать более 300 человек, против протестующих снова применяли светошумовые гранаты.
Участники «Марша пенсионеров» в Минске, 30 ноября 2020 года.
Ближе к зиме масштабные протесты в Беларуси фактически завершились, однако люди продолжали выходить на улицы. Они собирались маленькими колоннами, проводили шествия во дворах, заранее никак не анонсируя свои акции.
Журналистки Екатерина Бахвалова и Дарья Чульцова в клетке в зале суда, 9 февраля 2021 года.
Прошедший с момента президентских выборов год запомнится в Беларуси не только протестами, но и беспрецедентным давлением властей на СМИ. Журналистов задерживали и избивали еще в самом начале протестов, однако затем власти начали целенаправленное преследование. Одна из таких историй — тюремный срок для сотрудниц телеканала «Белсат» Дарьи Чульцовой и Екатерины Бахваловой, которых обвинили в организации действий, грубо нарушающих общественный порядок. Журналистки вели стрим с акции памяти Романа Бондаренко и, как утверждало следствие, осуществили сбор протестующих «путем озвучивания информации» в прямом эфире.
Преследование журналистов и СМИ в Беларуси продолжается до сих пор. На них заводят уголовные дела, к ним приходят с обысками.
Бывший главред NEXTA Роман Протасевич во время интервью на белорусском госканале ОНТ, 3 июня 2021 года.
Телеграм-каналы NEXTA и NEXTA Live стали особенно популярны во время белорусских протестов. В какой-то момент на них в общей сложности были подписаны около двух миллионов человек. Во многом именно через них происходила координация протестной активности. Основателя канала Степана Путило и его главреда (вскоре он покинул эту должность) Романа Протасевича белорусский КГБ включил в список террористов. Оба журналиста не находились на территории Беларуси.
23 мая в Минске из-за ложного сообщения о бомбе совершил экстренную посадку самолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс. На его борту был Роман Протасевич, которого после посадки задержали белорусские силовики. Вместе с ним была задержана его девушка, россиянка Софья Сапега. В начале июня белорусский госканал ОНТ выпустил интервью с Протасевичем, в котором тот говорит, что уважает Лукашенко, признает вину в организации протестов и критикует оппозицию. Затем он сделает еще несколько таких заявлений — родители Романа и белорусская оппозиция сомневаются в искренности этих слов.