Все победители Каннского кинофестиваля
В Каннах завершился 70-ый кинофестиваль, где главный приз — золотую пальмовую ветвь — получила картина шведского режиссера Рубена Эстлунда «Квадрат». Лучшим режиссером стала София Коппола, лучшими актерами Диана Крюгер и Хоакин Феникс. Российский режиссер Андрей Звягинцев удостоился приза жюри за фильм «Нелюбовь». Все победители фестиваля — в галерее Дождя.
Золотая пальмовая ветвь — «Квадрат», реж. Рубен Эстлунд
Главный интеллектуальный хит фестиваля. Жюри наградило самую умную картину из конкурса, в которой шведский режиссер Рубен Эстлунд пытается неординарно разобраться в проблемах, комплексах и фобиях современного европейца. Главный герой, куратор музея современного искусства, выходит из зоны комфорта, проходит тест на свободу своего проявления. Как остаться толерантным, честным и настоящим в этом условном в мире, в котором и так все запуталось окончательно. Болевые точки Эстлунда на поверхности: готовы помочь мигрантам? Тогда готовьтесь, что они откусят руку. Готовы переспать с журналисткой? Бойтесь допросов и последствий. Получается психологический триллер с социальным подтекстом, кинематографический пазл, который всем зрителем придется еще долго собирать как кубик рубика.
Специальный приз в честь 70-летия фестиваля — Николь Кидман
Николь Кидман должна была получить этот приз просто за заслуги. Она снялась сразу в двух конкурсных картинах фестиваля — у Софии Копполы и Йоргоса Лантимоса. Обе роли прекрасны, и не отметить это было невозможно. Сама Кидман в Канны за наградой не прилетела, записала видеообращение.
Гран-при — «120 ударов в минуту», реж. Робен Кампийо
Фильм-манифест, которому прочили «Золотую пальму», получил вторую по значимости награду фестиваля. Это истинное правозащитное кино про борьбу за право на жизнь. Глубоко личное высказывание французского режиссера про то, как молодые люди с ВИЧ и СПИДом в начале 90-х боролись за их и наши права во Франции на примере организации гей-активистов группы «Действуй». Это кино сегодня обязательно должны увидеть в России, чтобы знали как надо бороться и не вешать нос, еще не все потеряно.
Приз за режиссуру — София Коппола («Роковое искушение»)
Это был фестиваль с женским лицом, потому символически важную награду получила именно это очередная костюмированная притча от Софии Копполы. На этот раз действие разворачивается в Вирджинии в самый разгар Гражданской войны. И главные героини здесь — женщины, которых играют первые лица кинематографа: Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг. А противостоит им всего один мужчина — бравый капрал, за которого здесь Колин Фаррелл. Между ними и разгорается настоящая война, которая, возможно, будет похлеще внешних баталий. Благородные девицы живут своей жизнью в спрятанном от боевых действий пансионе, островке стабильности, мира и красоты, который еще не опошлился снарядами и мужланами. Но вот незваный гость, которого они на свою голову приютили, чтобы излечить от ран, срывает маски приличия, и девушки идут в бой сначала за сердце новичка, а потом и наперекор ему.
У Копполы получилась очень едкая сатира на взаимоотношения полов, не только между мужчиной и женщинами, но и самими женщинами, она показала зубы, да так, что многие уже прозвали эту картину мужененавистнической, но с таким же успехом ее можно признать и наоборот — женоненавистнической. Коппола говорит о тотальном лицемерии, в котором все уже запутались. Про то, что нельзя быть в белом, когда вокруг льется кровь. Война в любом случае вас затронет, как бы вы от нее не отгораживались, а жестокость где-то слишком рядом. Конечно же, фирменные копполовские приемчики снова эстетически безупречны.
Лучшая мужская роль — Хоакин Феникс («Тебя никогда здесь не было»)
Фильм шотландки Линн Рэмси показали последним в конкурсе, и сразу же отпали все сомнения в том. кто получит награду за лучшую мужскую роль. Хоакин Феникс в роли невозмутимого убийцы с благородными мотивами настолько безупречен, что сюжет и визионерские приемчики сразу же отходят на второй план.
Лучшая женская роль — Дайан Крюгер (Aus dem Nichts, «Из ниоткуда»)
Безопасность стала главной темой Каннского кинофестиваля на фоне последних терактов в Европа. Этот фильм, как сказала сама Дайан Крюгер со сцены в Каннах, посвящен жертвам подобных атак. В картине немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина «Из ниоткуда» (Aus dem nichts) она играет отчаянную женщину, которая в одночасье теряет все: мужа-курда и сына после теракта, который осуществили нео-нацисты. Актриса сумела эмоционально передать весь ужас последствий этого события для своей героини, ее отверженную борьбу за справедливость и правду о своих близких.
Приз жюри — «Нелюбовь», реж. Андрей Звягинцев
«Нелюбовь» Звягинцева — самое мощное высказывание режиссера, которое могло рассчитывать и на более высокие награды, тем более, что у фильма были высшие оценки международного жюри критиков в авторитетном издании Screen Dailу. «Нелюбовь» задала и тему фестивалю, все фильмы здесь про одно — про великую гуманитарную катастрофу, которая с нами со всеми уже случилась, и которая выходит скорее причиной, чем следствием всех внешних катастроф. И здесь все довольно реалистично, а сюжет разворачивается как тонкий психологический триллер или семейная драма. Родители разводятся, ругаются, делят квартиру и думают, куда пристроить сына. Но мальчик не выдерживает накала страстей, сбегает из дома и пропадает. Его поиски и есть главный сюжет. А вокруг глобальный мрак и какая-то необратимость. Россия после 2014 года, Россия русской весны и ядерной пыли. Потому фоном вещает Киселев, а российские телеканалы с азартом передают сводки с украинского фронта. В это время обычная московская семья из Южного Тушина существует в какой-то отдельной реальности, где важнее решить квартирный вопрос, чем задуматься о будущем собственного ребенка, где и скрыта та самая заразная нелюбовь, которая всех поглотила как очередной «Левиафан». Все человеческое, чувства, эмоции и переживания — все тотально девальвировалось. Всем друг на друга наплевать, есть только свои и чужие, а еще материальные ценности. И это тоже уже звенья гребаной цепи, вирус «нелюбви» передается от поколения к поколению, а еще от картины к картине.
Приз за сценарий
«Убийство священного оленя», реж. Йоргос Лантимос
«Тебя никогда здесь не было», реж. Линн Рэмси
Приз за сценарий разделили между двумя очень современными и бодрыми фильмами из конкурса. С одной стороны очередной холодный и леденящий душу концептуальный триллер радикального грека Йоргоса Лантимоса. Семейная катастрофа в его версии похожа на родовое проклятие. В семье врача-кардиолога появляется странный юноша, сын погибшего за его операционным столом человека, то ли по ошибке, то ли из-за того, что доктор был пьян. После этого уже в их доме и поселяется опасный вирус: а их дети теряют способность ходить, а врачи не могут выяснить, что же с ними случилось, их жизнь под угрозой. Странные взаимоотношения между хирургом и тем мальчиком, который явно переживает смерть отца, выливаются в тотальный внутренний ад и кошмар, метастазы распространяются по всему организму, система дает сбой, а насилие и инстинкты выходят на первый план. В итоге дети оказываются заложниками грехов старших, а они при этом выходят сакральными жертвами взаимоотношений родителей. Вот такая сложносочиненная и очень стильная метафора от грека, который в каждом своем фильме подрывает традиционные ценности.
А шотландка Линн Рэмси в своей картине «Тебя никогда здесь не было» поразила многих прежде всего визуальным рядом и музыкой, а в итоге создала эстетически безупречный триллер с кровью, перестрелками и тайным обществом. Невозмутимый Хоакин Феникс распутывает опасные связи среди высокопоставленных лиц США. А Линн Рэмси, судя по всему, сняла оммаж «Таксисту» Скорсезе на современном языке коллеги Николаса Виндинга Рефна, который давно преуспел в подобной эстетизации насилия.
Приз за лучший дебют «Золотая камера» — «Молодая девушка», реж. Леонор Серай
Самый взрывной и безумный фильм фестиваля обнаружен во второй конкурсной программе «Особый взгляд». Это французский дебют про девушку, которая теряет все: парня, квартиру, деньги и кота. Остается ни с чем и буквально бьется в закрытую дверь. Но чувство юмора, здоровый цинизм и энергия помогают справиться с ситуацией. Лучшей интеллектуальной комедии для отчаянных домохозяек и не придумаешь. Женское кино в хорошем смысле этого слова, без гендерных предрассудков. Только правила жизни. А безумие оказывается снова вырастает из той самой нелюбви.