Уважаемая интуристка Савченко: как Путин снова всех переиграл
Мы не знаем, кто именно придумал пустить Надежду Савченко в Москву, но в любом случае это был сильный ход прежде всего со стороны российских властей — представить себе Александра Дугина, Владислава Суркова или, если нужен обязательно депутат, Наталью Поклонскую гуляющей сейчас по Киеву мы не можем; и Поклонскую, и Дугина, и много кого еще на Украину просто не пустят, а если пустят, то или обольют зеленкой, или побьют, или даже арестуют.
Есть много российских официальных лиц и просто граждан, которым на Украине заочно предъявлены обвинения по уголовным делам, касающимся войны, да и без обвинений украинское гражданское общество не будет радо видеть очень многих наших соотечественников. И на таком фоне прогулка Надежды Савченко по Москве — это, конечно, подарок российской пропаганде. Смотрите, мол, мы, в отличие от украинцев, не считаем, что у нас с Украиной война, у нас даже Савченко, которую в России судили за убийство журналистов, может приехать, и ничего ей не будет, потому что, как изящно выразилась «Комсомольская правда», «Россия с бабами не воюет, по крайней мере, дважды». Да, это лицемерно, да, здесь есть много оговорок, но если вы хотите увидеть великодушие и миролюбие России, то Савченко в Москве — самый яркий и понятный его символ.
В таком или примерно таком духе московскую поездку Савченко комментировали и российские, и украинские наблюдатели — одни с гордостью, другие возмущенно, но смысл один и тот же. Еще, наверное, можно сказать, что этот, назовем его так, совместный демарш Савченко и российских властей стал подарком тем украинцам, которым не нравится, как ведет себя Савченко после возвращения из российской тюрьмы, многие ее считают чуть ли не агентом ФСБ, и эта поездка дает повод для нового витка споров о Савченко, которые, в общем, тоже выгодны официальной Москве, заинтересованной в том, чтобы на Украине все между собой ругались, чтобы была шпиономания и так далее. Уже сейчас можно прочитать много статей украинских авторов на тему того, что «Надежда — наш компас земной, но компас оказался никудышным», и что «своей поездкой Савченко отрицает войну».
В общем, давайте исходить из того, что это действительно сильный ход, и что Путин, позволивший Савченко приехать в Москву, снова всех переиграл. Об этом, повторю, сейчас многие говорят, ничего оригинального в такой оценке нет.
Но что важно учитывать — почему эта поездка стала возможна, почему Путин всех переиграл. Всего несколько месяцев назад Савченко в России считалась преступницей, официальные лица называли ее убийцей, федеральные телеканалы и газеты проклинали ее. Ее обмен на Александрова и Ерофеева не был оформлен как обмен — это было помилование, формально никак не связанное с освобождением российских офицеров из украинской тюрьмы, но помилование такого рода, к которому автоматически прилагался самолет до Киева, в этом был смысл ее освобождения — чтобы она как можно скорее исчезла из России, потому что все, что о ней говорилось на протяжении этих двух лет, вообще исключало возможность ее пребывания на свободе в нашей стране. И то, что она спустя всего пять месяцев приехала и, как отметил корреспондент «Лайфа», ни она не совершала провокаций, ни против нее никто ничего не совершал — это вообще-то свидетельствует о полном отсутствии в России того общественного мнения, которое бы на что-нибудь влияло. Вряд ли российские власти хотели это показать, но получилось очень четко — если им выгодно, то она убийца и злодейка, а если интерес изменился, то она уже простой украинский депутат, к которому, по словам Дмитрия Пескова, у российского государства уже нет никаких претензий.
Опции «а вот сейчас сторонники Новороссии выйдут на улицу протестовать» — это опции просто нет, они или не выйдут, а если выйдут, то им же хуже. Разыграть такую комбинацию не смогла бы ни Украина, ни какая-нибудь еще другая страна — только Россия, в которой власть вообще никак не учитывает общественное мнение, могла стать местом, где Надежда Савченко за пять месяцев проделала путь от осужденной до уважаемой интуристки.
Пуская ее в Россию, Кремль хотел показать свое великодушие и миролюбие, а показал, прежде всего, презрение к тем, кому он два года рассказывал, какая она кровавая преступница и нацистка. Особенно интересно, как чувствуют себя судьи, прокуроры, следователи и конвоиры, которые участвовали в ее тюремной судьбе. О чем они думают, глядя на ее фотографии в зале российского Верховного суда и на Красной площади — это ведь и им, судьям и конвоирам, власть показала, до какой степени она их презирает, относится к ним как к механическим функциям, когда нажал на человеке кнопочку — он ее сажает, нажал — и он уже ей радуется и машет рукой.
Ни одна демократическая власть не позволила бы себе так менять отношение к Савченко просто потому, что развороты на 180 градусов невозможны физически, они отягощены общественным мнением, оппозицией, выборами, прессой и много чем еще. Российская власть может крутиться вокруг своей оси как ей угодно — ее ничто не сдерживает. Мы не знаем, как именно российская власть хочет использовать Савченко, но мы видели, что у нее получилось — какие бы комбинации она ни разыгрывала, в этих комбинациях никогда нет места обществу.