В семье Аркадия Ротенберга есть компания, которая возит родственников и сотрудников предпринимателя на лечение в Германию. Ее создала дочь миллиардера Лилия, до сих пор почти не фигурировавшая в СМИ.
Дочь миллиардера Аркадия Ротенберга Лилия создала в Берлине компанию для лечения в Германии семьи, знакомых и сотрудников отца, рассказали Дождю два человека, пользовавшихся ее услугами. Она называется Vitalis-medical, появилась примерно пять лет назад, и за это время услугами немецкой медицины при помощи дочери пользовался в том числе и сам Ротенберг-старший (правда, с 2014 года он находится под санкциями Евросоюза и не может туда въезжать), говорит один из собеседников.
Медицина «для своих»
Vitalis-medical — очень закрытая компания. У нее фактически нет сайта: по ее адресу можно найти только визитную карточку компании. Никакой рекламы ей и не нужно, поясняет один из собеседников Дождя. Лилия вместе со своей знакомой и партнером Оксаной Павленко изначально возили на лечение в Германию семью Ротенбергов, затем расширили деятельность до деловых партнеров, а потом благодаря «сарафанному радио» круг клиентов стал шире, поясняет он.
Переписку с клиентами по почте ведет Павленко. В общении с корреспондентом Дождя, представившимся клиентом, она спросила, кто посоветовал обратиться к ним за услугами. Ответа об общих знакомых с «Аркадием Романовичем» оказалось достаточно.
Компания выступает агентом, следует из ответов Павленко. Они организуют лечение или обследование в разных клиниках Германии, покупают билеты, бронируют отель, встречают в аэропорту. Популярное предложение — однодневное диагностическое обследование, включающее в том числе развернутый анализ крови, МРТ всего тела, ЭКГ, УЗИ, анализ пульсовых волн и биоимпедансометрию (определение состава тела человека). Такое обследование стоит 2,9 тысячи евро, его предлагают пройти в клинике Herzinstitut в Берлине. Herzinstitut — довольно крупная частная клиника, с известным специалистом в области кардиологии, однако, ее владельцы неизвестны, рассказал Дождю практикующий берлинский доктор на условиях анонимности.
После диагностики Vitalis-medical может направить клиента на лечение выявленных заболеваний. Клиентов встречают в аэропорту, затем ездят с ними в клинику, чтобы переводить им с немецкого — это делают либо Павленко, либо в некоторых случаях сама Ротенберг, утверждает собеседник Дождя.
Лилия Ротенберг не скрывает своего участия в работе. На бланке, в котором описан возможный диагностический комплекс и который присылают клиентам по запросу, указаны два генеральных директора – Liliana Rotenberg и Oxana Pavlenko. Прибыль компании, скорее всего, не превышает 25 тысяч евро — она учреждена как гражданское товарищество — GbR — такая форма не предусматривает регистрации в торговом реестре и прибыли выше этой суммы.
Сейчас Лилия не занимается этой компанией и живет в России, сказал Дождю представитель Ротенберга. На другие вопросы он не ответил, в том числе и о том, пользовался ли российский миллиардер услугами компании. Сама Лилия давать комментарии не стала — Дождь направил вопросы по почте Vitalis-medical, но не получил на них ответ.
Неизвестная дочка
Традиционно в зоне внимания СМИ — сам Аркадий Ротенберг (состояние, по оценке Forbes, один миллиард долларов), известный помимо масштабного бизнеса тем, что в детстве занимался борьбой в одной группе с Владимиром Путиным и с тех пор поддерживает с президентом дружеские отношения.
Из открытых источников известно, что у него пять детей, в том числе двое от первого брака — Игорь и Лилия. Но знаменит только Игорь: он совладелец компании РТИТС, оператора системы взимания платы с грузовиков «Платон».
Лилия — один из наименее известных членов семьи Ротенберга. Она фигурировала в новостях лишь однажды — в прошлогоднем расследовании Центра по исследованию коррупции и организованной преступности OCCRP, посвященном партнеру Ротенбергов Григорию Баевскому. Сообщалось, что он передавал недвижимость женщинам, чьи имена так или иначе связывают с Владимиром Путиным — Катерине Тихоновой (Reuters называл ее младшей дочерью президента), сестре и бабушке Алины Кабаевой, а также студентке Алисе Харчевой, которая позировала для календаря ко дню рождения Владимира Путина. Кроме них в 2004 году Баевский передал квартиру на Большой Ордынке и Лилии Ротенберг — авторы расследования этим фактом доказывали связь Баевского с Ротенбергами.
Она же — одна их тех членов семьи, против кого страны запада не ввели санкции в 2014 году после присоединения Крыма к России. Изначально они были введены против Аркадия и его брата Бориса Ротенберга. В 2015 году их также распространили на сына Бориса — Романа Ротенберга, который выкупил доли попавших под ограничения компании отца и дяди.
Лилии Ротенберг 38 лет. Дата ее рождения, 17 апреля 1978 года, указана в доступной в интернете телефонной книге. Она была зарегистрирована по адресу проспект Наставников 11/1 в Санкт-Петербурге вместе с Аркадием Романовичем Ротенбергом, Игорем Аркадьевичем Ротенбергом, а также Галиной Федоровной Соловьевой (женщина с таким именем фигурировала в прессе как первая супруга Ротенберга).
Лилия получила медицинское образование, по специальности — кардиолог, рассказывает ее знакомый. По его словам, она регулярно бывает в Германии. Ротенберг замужем, деятельность ее супруга связана с Ротенбергом-старшим, говорит знакомый миллиардера.
Медицинский бизнес — не единственный для дочери Ротенберга. В 2008 году она учредила немецкую компанию Rotex GmbH. Вместе с ней гендиректором компании стал Евгений Ромаскевич, следует из торгового реестра Германии.
В 2009 году Лилия оставила себе только 6% компании, остальным пакетом с того момента распоряжается кипрская Palmotot Holdings Limited. Ее акционерами в равных долях являются Zoulian Limited и Zoulian Management Limited. Эти кипрские офшоры выступают владельцами ряда компаний в числе которых Loktan Services — этот офшор СМИ называли покупателем дома Бориса Ротенберга в Лондоне.
Деловой партнер
Фирма Rotex зарегистрирована как строительная, по тому же адресу, который указан и у Vitalis-medical. Это улица Ранкерштрассе, 8 в престижном районе Шарлоттенбург в западном Берлине. Но Дождю не удалось обнаружить по этому адресу ни Vitalis-medical, ни Rotex. Их нет среди списка компаний, перечисленных на входе, а сотрудники соседних офисов ни разу не слышали таких названий. Не удалось найти также сайт Rotex и каких-либо упоминаний о ее деятельности. Судя по финансовой отчетности, компания убыточна — в 2015 году убыток составил почти полмиллиона евро. Сумма активов при этом оценивалась в 15 миллионов евро.
Возможно, нет никакого бизнеса, во многих юрисдикциях россияне оформляют недвижимость на юридические лица, а не на себя самих, говорит Виталий Можаровский, партнер юридической компании Goltsblat Blp. По его словам, так делают, чтобы сохранить анонимность, либо избежать ограничений для иностранцев.
В истории с Лилией Ротенберг как раз обнаруживается недвижимость. Лилия и Евгений Ромаскевич — почти ровесники. Во всех немецких документах она указывает ту же дату рождения, что и в российском справочнике. Ромаскевич указывает, что родился 15 февраля 1979 года.
Помимо общего бизнеса и возраста их еще объединяет возможный адрес проживания. В качестве такового в 2009 году Лилия указывала в одной из справок Пюклерштрассе, 33. С 2013 года его начинает указывать как своей и Ромаскевич. По этому адресу расположен большой особняк. На звонке — инициалы L.R. и Y.R (Ромаскевич в документах пишет свое имя с Y — Yevgen). Выяснить, кому принадлежит дом, Дождю не удалось из-за закрытости немецкого реестра недвижимости.
На близость Евгения к семье Ротенбергов указывает еще и число людей с такой фамилией в его фейсбуке. Среди его друзей сразу пять Ротенбергов — Борис (футболист, сын Бориса Ротенберга), Роман (первый вице-президент Федерации хоккея России, также сын Бориса), Жанет, Фаина и Доменик. Последние трое в СМИ никогда не фигурировали. В фейсбуке Сергея Ромаскевича (так зовут отца Евгения) также есть Доменик Ротенберг.
Помимо Rotex Ромаскевич числится учредителем еще нескольких фирм в Берлине. Однако публично известна только его деятельность в России — она тоже связана с выставками и указывает на связь с Ротенбергами. На его странице в Linkedin указано, что он был гендиректором S.I.L.L.A. GmbH и ExpoGlobus GmbH, затем работал заместителем директора ВВЦ по выставочной работе, а сейчас — президент «Ротекс».
«Ротекс» занимается организацией крупных международных выставок в России и Европе. Например, по заказу Минсельхоза, фирма каждый год проводит крупнейшую агропромышленную выставку России — «Золотая осень». Только на организацию «Золотой осени» компания заключила десятки контрактов с министерством сельского хозяйства и региональными министерствами на общую сумму более 200 миллионов рублей.
Владелец и генеральный директор российского «РОТЕКСА», согласно системе СПАРК, — Дмитрий Проценко, заместитель руководителя правового департамента «ЭнПиВи Инжиниринг», принадлежащей Игорю Ротенбергу.
До 2013 года у Ромаскевич был совладельцем еще одной компании, связанной с Ротербергами — «Р.И. Групп» (ранее — «Экспоглобус»). Его партнером и нынешним владельцем является Алексей Рязанцев. Он, согласно СПАРКу, совладелец строительной компании «Паритет», среди бывших совладельцев которой — Аркадий и Борис Ротенберги.
Дождь передал Ромаскевичу вопросы через помощника, но не получил на них ответ. Представители семьи Ротенберг также не ответили на вопрос Дождя, являются ли Лилия и Евгений супругами.
Михаил Рубин, Соня Гройсман