Суд присяжных при пересмотре дела признал пятерых участников группировки, известной как «приморские партизаны», невиновными в убийстве четырех наркоторговцев в Кировском районе Приморья. Двоих фигурантов дела освободили в зале суда, остальные «партизаны» продолжат отбывать сроки по другим преступлениям. Предыдущий вердикт коллегии — в феврале 2014 года — был обвинительным: присяжные тогда пришли к выводу, что молодые люди виновны по всем 11 уголовным статьям Уголовного кодекса, которые им вменялись. После апелляции в Верховном суде дело отправили на пересмотр. Дождь рассказывает о деле «приморских партизан», которое войдет в историю.
— «Приморскими партизанами» называют группировку, члены которой с февраля по июнь 2010 года совершали нападения на сотрудников полиции и жителей в Приморье. По наиболее распространенной версии в нее входили пятеро молодых людей — жителей поселка Кировский Приморского края: Александр Ковтун, Максим Кириллов, Владимир Илютиков, Андрей Сухорада и Александр Сладких. Участникам было от 18 до 23 лет. Были ли Алексей Никитин и Вадим Ковтун, которых 20 июля признали невиновными и отпустили из зала суда, членами банды, не установлено. «Приморскими партизанами» банду окрестили журналисты: участники скрывались от сотрудников силовых структур в тайге.
— Исходя из материалов уголовного дела, первое нападение «партизаны» совершили в сентябре 2009 года. Тогда они, по версии следствия, убили четверых жителей поселка Кировский, которые предположительно были охранниками конопляных полей. Выращивание и продажа конопли в конце 2000-х в Приморье — распространенный и прибыльный бизнес, который находился под контролем полиции и прокуратуры. Во время первого рассмотрения этого эпизода присяжные согласились с версией следствия о том, что Ковтун, Кириллов, Илютиков, Сухорада и Сладких убили охранников, чтобы похитить наркотики и перепродать, а потом закопали их трупы.
Почему романтизируют «приморских партизан», совершивших четыре убийства? Объясняет спецкор РБК Вячеслав Козлов
В этом эпизоде также фигурируют Вадим Ковтун (брат Александра Ковтуна), который якобы подвозил банду к полю, и Алексей Никитин, помогавший закапывать трупы. Сами «партизаны» на суде отрицали вину в убийстве наркоторговцев. В своем последнем слове 13 июля Никитин апеллировал к тому, что у него был хороший заработок и не было смысла убивать людей ради кражи наркотиков. Именно по этому делу «партизан» оправдали 20 июля.
фото: РИА Новости
— С февраля 2010 года группировка совершила серию громких нападений на сотрудников правоохранительных органов и несколько налетов на отделения полиции на Дальнем Востоке. Кроме того, среди преступлений, которые вменяют «партизанам» — грабежи и угоны автомобилей жителей Приморья. Так, в мае 2010 года члены группы угнали такси, а женщину-водителя выпустили на безлюдной дороге после того, как продержали ее несколько часов запертой в багажнике. На суде Ковтун признался, что ему стыдно за этот эпизод больше других.
— В июне 2010 года началась спецоперация по задержанию членов группы. В ней участвовало больше тысячи сотрудников правоохранительных органов, были задействованы вертолеты и снайперы. Во время штурма квартиры в центре Уссурийска Ковтуна, Илютикова и Кириллова задержали. Сладких и Сухорада (его вместе с Александром Ковтуном считали неформальным лидером «партизан») по официальной версии, покончили с собой. Их родные не верят в версию самоубийства и считают, что молодых людей застрелили снайперы.
— В октябре 2010 года в сеть попал видеоролик «Последнее интервью приморских партизан», который предположительно был записан во время операции силовиков в июне. На записи участники группы рассказывали о своих действиях и причинах, по которым они «воюют» с полицейскими. «Нас интересуют только нападения на власти и ее представителей», — говорит в видео Сухорада. Он также перечисляет все нападения на полицейских, совершенных «партизанами», и показывает удостоверение одного из убитых сотрудников. Участники группировки обращаются к полиции и обвиняют их в покрытии наркобизнеса, проституции, коррупции и воровстве. «Мы будем воевать с вами до последнего, пока вы нас не убьете или пока мы не победим. Но мы вас не боимся. Народ будет на нашей стороне, по любому. Потому что справедливость на нашей стороне», — говорится в обращении.
— После публикации этого ролика началась новая волна героизации «приморских партизан». Во Владивостоке и других городах появились граффити: «Слава приморским партизанам», «Партизаны, ваш подвиг не забыт», членов группировки называли героями, бросившими вызов полицейскому произволу.
Во время несанкционированной акции в защиту 31-й статьи Конституции на Триумфальной площади 31 октября 2011 года. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
— Полицейские, в свою очередь, всячески подчеркивали, что члены группировки идейными борцами не являлись. «Все говорит о том, что это была банальная бандитская группа», — утверждал, в частности, начальник криминальной полиции УВД Приморья Олег Долгий. «Стоит отметить, что подозреваемые в совершении особо тяжких преступлений, за которые им грозит пожизненное лишение свободы, никакие не борцы за справедливость, как называют их некоторые СМИ. Это люди, у которых отсутствует всякое представление о нравственности. Для них не существует такое понятие, как закон. Они совершают преступления не за идею, а просто для того, чтобы навлечь ужас на общество и почувствовать себя хозяевами жизней людей», — говорилось в официальном заявлении Следственного комитета при прокуратуре России.
— В начале июня 2012 года начался суд над «приморскими партизанами». До этого они содержались под СИЗО и неоднократно жаловались на пытки и нарушения условия содержания. Дело пятерых участников группы по требованию защиты рассматривалось судом присяжных.
— В общей сложности, судя по материалам дела, «приморские партизаны» совершили около 30 преступлений по 11 статьям УК. В их числе: три убийства, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, четыре разбойных нападения и бандитизм. Кроме того, молодых людей обвиняли в незаконном приобретении, хранении, ношении оружия и похищении документов, в умышленном уничтожении чужого имущества, в хищении оружия, кражах, а также в угоне автотранспорта.
— В апреле 2014 года Ковтуна, Илютикова и Никитина приговорили к пожизненному заключению. Еще трое человек, которых обвиняли в связях с «приморскими партизанами», получили длительные сроки. Роман Савченко получил 25 лет лишения свободы, Максим Кириллов — 22 года, Вадим Ковтун — 8 лет и 2 месяца колонии строгого режима.
фото: Виталий Аньков / РИА Новости
— В мае 2015 года Верховный суд принял решение о пересмотре дела «приморских партизан» после рассмотрения апелляции осужденных и их защиты. Верховный суд отменил приговоры Алексею Никитину и Вадиму Ковтуну. Остальным участникам группировки смягчили наказание: Александру Ковтуну и Владимиру Илютикову пожизненное заключение заменили на 25 и 24 года колонии соответственно. По эпизоду об убийстве наркоторговцев дело было направлено на пересмотр, в ходе которого 20 июля их признали невиновными. Вадима Ковтуна и Алексея Никитина освободили в зале суда, остальные «партизаны» продолжат отбывать сроки по другим инкриминируемым им преступлениям.
— Выступая с последним словом на суде 20 июля, никто из подсудимых не признался ни в одном из убийств. Кириллов, Илютиков и Ковтун сознались в участии в перестрелках с полицейскими, но не в убийствах (о которых в частности, говорилось в «последнем видео»). «Я хотел отомстить кировским сотрудникам милиции. Будучи сбит с пути Сухорадой, я где-то стал свидетелем, а где-то соучастником эпизодов, где пострадавшими являются другие, не кировские сотрудники милиции <...> Я ранил сотрудника, но никого не убил. За то, что я сделал, — готов отвечать», — заявил Ковтун.
— В мае 2016 года художник Петр Павленский заявил, что собирается передать часть денежной премии Вацлава Гавела «Приморским партизанам». Художник активно поддерживал деятельность группировки, из-за чего международная правозащитная организация Human Rights Foundation аннулировала премию. Ее представители заявили, что наследие Гавела не может быть связано с поддержкой людей, применяющих «смертоносное насилие против полиции».