Список российских чиновников и силовиков, причастных к гибели юриста Сергея Магнитского, которым запретят въезд в США, стал еще длиннее.
Расширенный проект закона, внесенный в верхнюю палату Конгресса, предполагает наказать и тех, кто укрывает от ответственности фигурантов предыдущего списка.
Расширенный проект закона внес американский сенатор Бенджамин Кардин, он также является сопредседателем государственной Хельсинкской комиссии США.
Называется этот документ "Сергей Магнитский. Верховенство закона и ответственность". С такой инициативой Бенджамин Кардин выступает не впервые – в прошлый раз он предлагал ввести санкции против чиновников, связанных с делом Сергея Магнитского, в сентябре прошлого года. Но в отличие от предыдущего варианта новая, куда более жесткая редакция законопроекта предусматривает визовые и экономические санкции не только против тех 60 чиновников, имена которых вошли в предыдущий список. На этот раз названы четыре категории лиц. Те чиновники, которые непосредственно причастны к делу Сергея Магнитского, те, кто покрывает это преступление, те, кто причастен к хищению государственных средств, которое раскрыл Сергей Магнитский, и наконец, те чиновники, которые нарушают права и свободы граждан (в том числе журналистов и правозащитников). Вообще новая редакция законопроекта шире – она не только о деле Сергея Магнитского, но о правах человека в России вообще. Как заявил сам Бенджамин Кардин, "речь идет в совокупности о разрушении системы верховенства права и (уважения) прав человека в России. Он дает надежду тем, кто страдает в тишине, чьи истории могут быть не так известны или неизвестны вообще".
Если в сентябре Бенджамина Кардина поддержали только трое коллег, то теперь в поддержку законопроекты высказались 13 сенаторов – это очень влиятельные политики, причем и демократы, и республиканцы. Например, Джон Маккейн, Джон Кайл, Марк Кирк, независимый сенатор Джозеф Либерман.
Комментирует инициативу коллега Сергея Магнитского Иван Черкасов.
Черкасов: Этим будет заниматься, видимо, комиссия Госдепартамента, которая будет в контакте с российскими правозащитниками, с россиянами. И на основании документированного процесса этот список будет формироваться. Он должен быть сформирован, и начнется его формирование с момента вступления закона в силу, если он будет принят, в течение 90 дней. Отвечает за это, я так понимаю, Госдепартамент США. Естественно, мы с Кардином встречались, мы рассказали ему историю, то, что произошло с нами, то, что произошло с Сергеем Магнитским. Он был глубоко тронут всей этой историей, именно с этого разговора он проявил эту законодательную инициативу.