Белоголовцев: Разговор, на который я бы, возможно, не отважился на вашем месте прийти. Мы поговорим с вами о коллекторских агентствах. Есть у нас сегодня информационный повод, к созданию которого, как я понял, вы не были безучастны. Российские коллекторские агентства теперь будут пытаться взимать с россиян деньги, которые им в качестве штрафов выписали за рубежом в некоторых европейских странах. Правильно ли я пересказал суть?
Федоров: Действительно это так. Практически нечего добавить к вашим словам, только можно рассказать что-то еще. Это не зло для россиян, это, скорее, благо.
Белоголовцев: Когда у россиян отбирают деньги, им всегда так говорят.
Федоров: Вы абсолютно правы. Раньше, к сожалению, единственным способом противодействия для европейских стран с нарушителями был последующий отказ в визе. Зачем людям не иметь возможность ехать за границу, когда можно заплатить и жить спокойно?
Белоголовцев: Я помню, как-то раз моих родителей оштрафовали за неправильную парковку в итальянском городе Сиена. Папа неправильно припарковался, ему выписали штраф порядка 20 евро, и эти деньги просто списались с залоговой суммы, которая блокировалась на карточке при аренде машины.
Федоров: Следующая ситуация. Как правило, когда есть залог, когда есть арендованный автомобиль – там все понятно, местные правоохранительные органы четко знают, кто, когда, зачем и почему и найдут способ взыскать. Мы будем работать с теми российскими гражданами, которые на собственных автотранспортных средствах, зарегистрированных в России, посетили европейские страны, в данном случае, Италию, и где местные власти не могут установить владельца автомобиля и не могут направить ему и сообщить ему о возникшей проблеме.
Белоголовцев: А какой, скажем так, оборот рынка? На сколько денег примерно, чтобы масштаб цифр понимать, россияне ежегодно нарушают за рубежом?
Федоров: У нас помимо нарушения правил дорожного движения попадают нарушения парковки, неоплата парковки, штраф за неоплату парковки. Самое частое нарушение – езда по платным дорогам без оплаты.
Белоголовцев: Сколько денег в целом примерно? Это десятки тысяч долларов, сотни, миллионы? На миллиард россияне нарушают европейские законы?
Федоров: Думаю, что это лежит в какой-то плоскости между $10 млн. и $100 млн.
Белоголовцев: То есть это довольно серьезные деньги, за которые стоит побороться. Здесь абсолютно очевиден ваш бизнес-интерес.
Федоров: Наш бизнес-интерес здесь не так очевиден, поскольку суммы для взыскания, на самом деле, не такие большие. Иностранные партнеры привыкли к значительно меньшим ставкам, чем у нас в России, и это больше имиджевый проект. Нам нужно работать с иностранными партнерами и все больше увеличивать базу для работы.
Белоголовцев: Грубо говоря, вы за счет российских туристов получаете возможность выйти на коллекторский рынок Европы?
Федоров: В том числе. И самое главное для нас – это показать нашим органам государственной власти, что коллекторы могут работать на государство, пусть и на другое, чтобы нам со временем стали передавать долги налоговой.
Белоголовцев: То есть это для вас это такой серьезный стратегический ход.
Федоров: Да.
Белоголовцев: Я правильно понимаю, что скоро европейские газеты опубликуют страшные фотографии - какой-нибудь качок в спортивном костюме и с бейсбольной битой и заголовок: «Русские коллекторы идут в Европу».
Федоров: Нет, мы собираемся взыскивать только на территории России.
Белоголовцев: Но вы же это делаете, чтобы потом выходить на рынок Европы, или я неправильно вас понял?
Федоров: ВЫ поняли правильно, нам хотелось бы этого. Но нас все-таки туда не сильно пустят и мало, кто ждет. Мы хотим, чтобы все возникающие долги россиян решали российские коллекторские агентства.
Белоголовцев: Я же правильно понимаю, что есть довольно много еще долгов у россиян, помимо дорожных? Например, разбитые отели, административные правонарушения.
Федоров: Это индивидуальные случаи. Как правило, за разбитые отели или за неоплаченные яхтенные походы в дорогие рестораны либо страховые компании расплачиваются, потом их брокеры решают эти вопросы, либо отели нанимают детективные агентства. Это разовые, достаточно большие суммы. Мы же планируем работать с такими долгами, которые возникают у управляющих компаний за рубежом, у девелоперских компаний, которые продают россиянам недвижимость, не могут получить какой-то последний взнос по рассрочке, или не получают ежегодные платежи за пользование общими частями.
Белоголовцев: Вы вскользь упомянули, что очень серьезно различаются ставки.
Федоров: В Европе ставка намного меньше по той простой причине, что там более законопослушные граждане.
Белоголовцев: Какие цифры – в разы, в порядки различаются ставки?
Федоров: Для Европы нормальная ставка – 6%, для России нормальная ставка – 25% от суммы долга.