Иванов: На Виргинских островах арестованы активы Александра Савельева, владельца банка «Санкт-Петербурга», и еще порядка полутора десятков петербургских фирм. Собственно, в чем дело? Почему была принята такая мера?
Насколько я понимаю, из материалов дела следует примерно вот какая схема. История началась где-то в 2008 году. Банк «Санкт-Петербург» выдал кредит компании OSLO MARIN питерского предпринимателя Виталия Архангельского. В кризис, который начался осенью 2008 года, все банки требовали от заемщиков увеличить имущество, которое находится в залоге. Банк «Санкт-Петербург» не был исключением. Но здесь залоговое имущество было, как следует из материалов суда, как я их, во всяком случае, понимаю, увеличило вот по какой схеме. Банк «Петербург» потребовал от заемщика внести дополнительное обеспечение и записать его на счет SPV. SPV – это специальная компания Special Purpose Vehicle, у которой есть одна функция, - это держать на ней какое-то имущество.
Вот эти компании еще две дополнительные были переписаны на компанию SPV. А дальше, как утверждает истец Виталий Архангельский, в иске это есть, произошла следующая вещь. Банк «Санкт-Петербург» во исполнение достигнутых договоренностей передал имущество, которое было записано на SPV, в нарушение договора неким третьим лицам неизвестным. Как считает истец, таким образом, произошло хищение принадлежащего ему имущества, и он потерял порядка 4 миллиардов рублей, или 100 миллионов евро. С иском о взыскании этих денег он обратился в суд Британских Виргинских островов и суд, в качестве обеспечительной меры, вынес решение об аресте активов всех компаний, которые участвовали в этой схеме, а также аресте активов бизнесмена Александра Савельева, петербуржского банкира, который, как считается, является мажоритарным акционером, то есть, владельцем по-простому, банка «Санкт-Петербург».
Здесь, конечно, есть очень много вопросов по этому суду. Например, вот сеть компаний SPV – это, что называется, компании-пустышки. Они очень часто используются во всех бизнес-схемах, но ровно один раз. На них записывают какое-то имущество, а потом это имущество переходит к новому собственнику и компания становится абсолютно пустой, внутри ее абсолютно ничего нет. В принципе, не очень понятно, что именно Архангельский пытается взыскать с этих 15-ти фирм, которые зарегистрированы в Питере и имущества не имеют. Давайте дадим слово самому Архангельскому, который рассказал, зачем ему этот суд и это решение.
Архангельский: Моя цель- это восстановление в определенной степени справедливости. Основная цель - это восстановление статус-кво. Как сказал классик: «Вор должен сидеть в тюрьме». И я надеюсь, что Александр Васильевич Савельев и его подельники, все-таки, там окажутся в какой-то момент, пусть не в российской, но в иностранной. Я не претендую на имущество, но финансовые убытки, которые я понес из-за травли меня, из-за травли моей семьи, проданного имущества моего, порой незаконно, я уверен, что финансовые убытки я смогу покрыть в результате этого суда.
Иванов: У Архангельского с Савельевым уже, практически, личная история. Дело в том, что в ходе вот этого конфликта, который мы изображали на схеме, Архангельский был объявлен в розыск и скрылся из России. Россия направила запрос на экстрадицию во Францию, и суд Экс-ан-Прованса, некоторое время назад, отказал в выдаче Архангельского российскому правосудию.
Ну, и Архангельский, мы видим, переходит, во всяком случае, как он считает, в контрнаступление: арестованы активы его главного врага, процессуального оппонента Александра Савельева. Как только что мы сами слышали, предприниматель надеется посадить своего оппонента в тюрьму. Мы не смогли получить комментарий Александра Савельева. Надеемся, что у него будет возможность выйти сегодня в течение дня с нами на связь и рассказать, как он будет жить на 7 тысяч долларов в неделю. Решением суда Британских Виргинских островов больше денег тратить он на себя не может. Ну что же, на этом у нас все.