Адвокаты Никиты Тихонова и Евгении Хасис обжаловали приговор в Верховном суде. На прошлой неделе Мосгорсуд приговорил Тихонова к пожизненному сроку, а Хасис к 18 годам тюрьмы за убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Оба своей вины не признают и считают приговор несправедливым.
Ответ пострадавшей стороны последовал тут же: Никита Тихонов и Евгения Хасис готовили еще ряд громких убийств. В материалах дела есть этому неопровержимые доказательства, об этом рассказал сегодня адвокат Владимир Жеребенков.
О новых подробностях самого громкого судебного дела последнего времени рассказывает наш обозреватель Илья Васюнин.
Васюнин: Действительно приговор состоялся. Обсуждения не утихают до сих пор, причем сторонники у Никиты Тихонова и Евгении Хасис находятся не только в радикальных националистических кругах, но и в вполне либеральных кругах, вполне такой приличной дискуссии на сайте, например, издания «Сноб». Сегодняшняя пресс-конференция была посвящена именно вот этим спорам, то есть адвокаты и представитель «Новой газеты», замредактор Сергей Соколов попытались ответить на эти вопросы, которые волнуют самые широкие круги общественности. Несколько тезисов стороны защиты обвиняемых, подсудимых, теперь уже признанных виновными. Во-первых, они считают, что дело полностью сфальсифицировано - все, начиная от пули и оружия, и заканчивая свидетелями и присяжными, на которых якобы оказывалось давление. Сложно отвечать на такие обвинения, потому что мы знаем, как работает наша судебная система, и мы знаем, что определенные изъяны есть. И когда внезапно следствие выполняет свою работу порядочным образом, а обвинение в суде должным образом тоже выполняет свою работу, вроде как и сказать нечего. Мы же знаем, что такое судебная система. «Это не суд, а судилище», - говорят сторонники националистов. Адвокат Роман Карпинский, он представлял потерпевших, попытался сегодня ответить на эти обвинения. Он сказал, что очень хорошо сработало следствие - это же признает и Жеребенков - и вот какой он аргумент привел: если бы плохо работало обвинение, суд вполне могли бы закрыть.
Карпинский: Все разбирательство от начала до конца прошло в открытом режиме. Я хотел бы отметить, что эта публичность и эта открытость была сохранена, несмотря на то, что даже после начал процесса судья, как известно, к нему была применена госзащита. В частности, к иным участникам процесса тоже была применена госзащита. хочу сказать, что если бы государство каким-то образом понимало, что в ходе рассмотрения данного дела могли быть вскрыты факты какой-либо фальсификации, фабрикации и т.д., то юридически не составляло никакого труда этот процесс произвести в закрытом режиме.
Васюнин: Я поясню, что имеется в виду под госзащитой. Дело в том, что данные судьи, его фотографии и адрес появились в интернете. Те же самые данные были опубликованы двоих присяжных из коллегии, еще один свидетель, Илья Горячев - он соратник, теперь, может быть, бывший, Никиты Тихонова - тоже попросил взять его под защиту, потому что он дал важные показания, ему могут угрожать националисты. То есть действительно все основания для того, чтобы процесс делать закрытым, были, но не сделали, потому что хотели сделать публичным, чтобы все видели, что происходит на суде. Еще один аргумент тех, кто защищает Тихонова и Хасис – пистолет. Зачем же Тихонов хранил столько времени пистолет, из которого он стрелял в Маркелова и Бабурову? Это Браунинг 1910 года, здесь может быть символическое объяснение. Все-таки из такого же оружия был убит принц Франс Фердинанд, началась Первая мировая война, это любимое оружие народовольцев, с кем себя сравнивает Тихонов в беседах. У адвоката Владимира Жеребенкова есть еще одно объяснение по поводу пистолета.
Жеребенков: В отношении пистолета Браунинг у всех возникает вопрос – а почему он его оставил? А он не собирался сдаваться, он не собирался отдаваться живьем в руки. Поэтому его абсолютно не интересовало, когда он будет отстреливаться, его убьют, какой там пистолет найдут.
Васюнин: Действительно, в прослушках Тихонова и Хасис речь идет о том, как отстреливаться, из какого оружия нужно стрелять, когда квартиру будут брать штурмом. Один пистолет спрятан в подъезде, еще один пистолет в туалете. Когда в квартиру ворвались, когда они выходили из двери, их взяли штурмом, Тихонов отпросился в туалет, оперативник пошел первым и там был найден пистолет. То есть это намерение отстреливаться должно было быть реализовано непосредственно. О чем еще шла речь? Конечно, об этих громких убийствах. Обсуждается убийство антифашиста Ивана Хуторского, причем Тихонов говорит о нагане, который нужно передать неким «северным». Речь идет о некой северной группировке, то есть эта группа лиц, которая тоже сейчас находится в разработке, и мы знаем, что Иван Хуторской действительно был застрелен из нагана, то есть указана марка оружия. Еще обсуждается убийство дагестанского чемпиона по муай-таю Абдуллаева, он убит спустя неделю после Ивана Хуторского, тоже в 2009 году осенью. Это тоже Тихонов и Хасис обсуждали. Надо сказать, что с этой группировкой, которая сейчас разрабатывается в связи с этим делом, связано еще несколько убийств. Я просто назову. Дело в том, что существовал определенный ритм: примерно каждые полгода происходило вот это убийство. Я просто перечислю: антифашист Илья Джапаридзе был убит в мае 2008-го, антифашист Федор Филатов – осень 2008-го, ноябрь, по-моему. Это достаточно известные фигуры в антифашистском движении. В январе застрелен Маркелов и Бабурова, в ноябре убит Иван Хуторской, в апреле убит судья Чувашов. То есть это примерно полгода, об этом говорили оперативники. И вот еще одно косвенное подтверждение. После того, как взяли Тихонова и Хасис, начали разрабатывать их подельников, эти убийства прекратились. Надо, наверное, сплюнуть, но сейчас вот мы знаем, что таких громких убийств не совершалось. Еще один момент важный, который прозвучал, который тоже вскрылся в связи с этим делом. Существовали некие кураторы – об этом сказал Илья Горячев, бывший соратник Никиты Тихонова по «Русскому образу» - некий Леонид Симунин, которого Горячев называет сотрудником администрации президента, который был куратором движения «Местные» прокремлевского и заодно курировал «Русский образ». Но мы знаем, что «Русский образ» устроил, например, в 2009 году на День народного единства концерт нацистских групп «Хук справа» и «Коловрат» на Болотной Площади. То есть такое невозможно было бы без поддержки сверху. И вот этот Леонид Симунин – еще один объект внимания со стороны журналистов, о нем говорил Сергей Соколов, шеф-редактор «Новой газеты». Он вел расследование этого дела и многих других.
Соколов: Официально администрация президента ответила, что господин Симунин никогда не работал и не работает в администрации президента. В этом я ни капельки не сомневаюсь, потому что вокруг существует достаточно большое количество структур, всяких фондов, пиар-агентств, которые выполняют заказы этой уважаемой организации, где господин Симунин, судя по всему, и трудился. Что о нем известно? Известно о том, что он в свое время был лидером «Местных» города Люберцы, что он чуть было не был привлечен к уголовной ответственности за нападение на нацболов около, если мне не изменяет память, у Таганского суда. Потом в этой истории чудесным образом стал потерпевшим. Симунин неоднократно привлекал господина Горячева для участия во всяких семинарах, которые проводятся с «Местными», для участия в каких-то пиар-проектах совместных, обслуживающих интересы «Местных».
Васюнин: Знакомый Тихонова Алексей Коршунов является подозреваемым и по делу об убийстве судьи Чувашова и фигурирует в выделенном деле по убийству Маркелова, там тоже есть неустановленные лица. В общем, расследование продолжается.