Прямой эфир

Два банкротства с разной судьбой

Здесь и сейчас
158
02:21, 07.04.2011
Долги перед Сбербанком довели "Энергомаш" и "Дикую Орхидею" до банкротства. Для главы "Энергомаша" Александра Степанова это закончилось тюрьмой, а владелец "Дикой Орхидеи" Александр Фёдоров на свободе и собирается продолжить свой бизнес.

Два банкротства с разной судьбой

Крупнейший в России продавец женского нижнего белья — компания "Дикая орхидея" — подала в арбитражный суд Смоленской области заявление о собственной финансовой несостоятельности. Блокпакет "Дикой орхидеи" принадлежит Александру Федорову и его семье. Судьба этого бизнесмена удивительным образом перекликается с историей другого героя дня — владельца "Энергомаша" Александра Степанова.

Сейчас Александр Степанов находится в СИЗО. И сегодня Тверской суд Москвы продлил его арест до 1 июля. Предпринимателя обвиняют в мошенничестве на 12 с лишним млрд долларов. Его компания — как и "Дикая орхидея" — задолжала крупную сумму "Сбербанку". Но вот исход дела для владельцев бизнеса оказался разным: Александр Степанов в следственном изоляторе, а Александр Федоров на свободе и удачно провел банкротство.

Проблемы у компании "Дикая орхидения" начались в 2008 года — после кризиса у ритейлера накопились долги поставщикам и кредиторам. Случайно так совпало или нет, но в конце 2008 года стало известно, что ЗАО "Дикая орхидея" начало переводить свои договоры поставки и аренды на ООО "Дикая Орхидея". Уже к июню 2009 года на балансе ООО было 239 из 260 бельевых магазинов "Дикая орхидея", "Бельевой базар", "Бюстье" и других.

Тогда основной владелец компании Александр Федоров заявил, что ЗАО "Дикая орхидея" принадлежит всего-то два магазина, а в итоге и вовсе останется "один, но навечно". При этом бизнесмен не скрывал, что перевод магазинов необходим, чтобы избежать банкротства основного бизнеса группы. Это сообщение взволновало кредиторов и поставщиков — они-то давали деньги и товар ЗАО, а все получало ООО, с которого даже и потребовать ничего было нельзя. Причем долг перед кредиторами у крупнейшего игрока на рынке нижнего белья и одежды для дома равен примерно четырем млрд рублей.

Основным кредитором "Дикой Орхидеи" является "Сбербанк" — ему компания должна порядка 1,6 миллиардов рублей и в конце 2010 года она передала банку в залог свои нематериальные активы и кусок земли — правда все вместе "Сбербанк" оценил всего в 1 млн рублей. Остальные кредиторы — а среди них "Урса капитал", "Меткомбанк", "Банк Союз", "Балтинвестбанк", "Связьбанк", "Русский стандарт" и "Национальный резервных банк", пока не обращались к "Дикой Орхидее" с требованием вернуть свои деньги через суд и добиться банкротства. В 2009 году это сделал только один поставщик, которому компания должна была мизерную сумму — 8 миллионов рублей.

В истории банкротства "Энергомаша" главным действующим лицом тоже является "Сбербанк". Тесные взаимоотношения компании и банка начались в 2003 году. Тогда корпорация взяла кредит на сумму 17 млрд рублей. Вернуть его собиралась за 5 лет. Деньги были нужны для строительства 45 газотурбинных станций. К слову, это солидные вложения в развитие отечественной энергетики. Но в 2008 году, когда срок выплат уже подходил к концу, разразился глобальный экономический кризис. Он по "Энергомашу" ударил сильнее, чем по "Дикой Орхидее". Корпорация вообще перестала платить по долгам. Правда, проценты до сих пор выплачивает. Владелец холдинга Александр Степанов начал вести со "Сбербанком" переговоры о реструктуризации долга. В то кризисное время в подобной ситуации оказались многие, в том числе и партнеры банка. Сначала стороны вроде бы нашли компромисс, но затем кредитор изменил позицию и потребовал вернуть долг в полном объёме. После этого неминуемо началась процедура банкротства холдинга. Глава "Сбербанка" Герман Греф даже подал иск против Александра Степанова. Последнего задержали прямо в помещении банка, куда он пришёл на очередной раунд переговоров.
Но если исходные данные у обоих компаний схожи — кризис, долги перед "Сбербанком", банкротство — то дальше пути разошлись. Что касается "Дикой Орхидеи", то компания, всячески извиняясь и жалуясь на то, что это не она такая плохая, это время такое, объявила о начале процедуры финансового оздоровления. Причем речь идет и о пустом ЗАО и об ООО, которому принадлежат магазины марки. Как итог — сейчас владелец "Дикой Орхидеи" Александр Федоров пытается договориться со всеми кредиторами — и в первую очередь со Сбербанком — и скорее всего будет продолжать свой бизнес.

А вот Александра Степанова поместили в СИЗО, и сегодня адвокаты заявили о том, что у него серьёзно ухудшилось здоровье. Как инвалид первой группы Степанов должен быть все время под наблюдение врачей. А он, по словам защиты, сидит в камере, где, кроме него, ещё 7 человек, и на медицинское освидетельствование его не отпускают. Более того, судьи продлили Александру Степанову арест до 1 июля. И это при том, что в январе правительство запретило арестовывать тяжелобольных подозреваемых. Новое постановление приняли после громких смертей — юриста Сергея Магнитского и предпринимательницы Веры Трифоновой.

Кроме того, вступили в силу поправки в уголовный кодекс, предложенные президентом Дмитрием Медведевым. Они запрещают заключать под стражу обвиняемых в экономических преступлениях. Правда, стоит сказать, что Александр Степанов противостоит не только "Сбербанку". Дело в том, что интересы банка в суде представляют юристы из группы ОРСИ, совладельцем которой является известный предприниматель Аркадий Ротенберг — тренер Владимира Путина по дзюдо. ОРСИ уже была замешана в скандалах с рейдерскими захватами компаний. Вероятно, "Энергомаш" постигла та же участь.