Алексей Кудрин снова примерил на себя образ главного борца за демократию. Министр финансов, которого многие обвиняют в консерватизме — проявил себя как настоящий либерал. Отчитываясь перед депутатами он опять заговорил о выборах в России. И эмоционально сказал: "выборы должны быть честными".
Не в первый раз уже Алексей Кудрин нарушает политическое спокойствие. На непрозрачность выборов он уже намекал в феврале на Красноярском экономическом форуме, после чего все решили — не иначе, как министр финансов готовится к выборам. И даже назвали его вероятным кандидатом в главы партии "Правое дело". Потом, правда, сам министр эти слухи опроверг.
То, что сегодня происходило в Государственной Думе, показывает, что Алексей Кудрин не просто министр финансов. Он стал весомой политической фигурой. Если его высказывания в Красноярске перед бизнесменами еще можно было счесть случайными, то на этот раз о прозрачных выборах министр финансов рассказал не абы кому, а депутатам Государственной Думы.
Сегодня же Кудрин объявил о том, что Минфин не согласовывает проект "Молодежь России" — потому что программа дублирует расход бюджета по тем же направлениям.
Алексей Кудрин считается политиком либеральным, сторонником либеральных принципов в экономике. А с силовыми структурами у него давно были проблемы. Вспомнить хотя бы историю с его заместителем Сергеем Сторчаком, который перед выборами 2008 года оказался в тюрьме по обвинению в покушении на хищение денежных средств из бюджета. Министр финансов тогда подчиненного не бросил, тот даже в СИЗО оставался его замом и продолжал рассчитывать бюджет.
Тогда в конце 2007 года против Алексея Кудрина были очень многие. Но он, по-видимому, благодаря давнему знакомству с Владимиром Путиным (они работали вместе в Санкт-Петербурге в самом начале девяностых) свое место не потерял, а наоборот стал еще и вице-премьером в правительстве Виктора Зубкова.
Сейчас перед Алексеем Кудриным замаячила еще одна карьера. Он оказался в списке возможных лидеров партии "Правое дело", наряду с Игорем Шуваловым и Аркадием Дворковичем. Возглавит он ее или нет — большой вопрос. Но то, что он уже чувствует себя большим политиком, не поддается сомнению.
О высказываниях министра финансов говорим с заместителем председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Александром Коганом.
Дмитрий Казнин: Скажите, а вы бы какую партию доверили господину Кудрину?
Александр Коган: Да абсолютно нормально "Правое дело".
Казнин: То есть вы настаиваете на "Правом деле"?
Коган: Я хочу напомнить, что пять лет назад у нас очень активная была дискуссия с партией "Единая Россия" по поводу "крыльев", которые так и не состоялись.
Ольга Писпанен: Но они, кстати, открещиваются. У нас здесь сидел Борис Надеждин и говорил, что ни в коем случае, никакое там не "крыло".
Коган: Нет, я не говорю про то "Правое дело". Мы говорили про то, что в связи с тем, что нет нормальной оппозиции, то необходимы на самом деле достаточно сильные имена. Действительно сильные люди собрались в партии "Единая Россия", тем более, люди иногда с диаметрально противоположными взглядами. Тогда создали ЦСКП, дискуссионную площадку, на которой, собственно, все выпускали пар и приходили к какому-то консенсусу. Но, на самом деле, я могу сказать, что "Правое дело" и правая партия в Думе нужна. Этим надо заниматься серьезно. Но, к сожалению, сейчас говорю абсолютно откровенно, те лидеры, которые есть, они не могут представлять и они не воспринимаются людьми, вся социология показывает, что им нужны новые лидеры.
Казнин: Ну, это известная позиция "Единой России". Скажите, я вот хочу со стороны сейчас на нас, на журналистов, посмотреть, а что такого вот, почему так возбуждаются, журналисты в том числе, от фразы "выборы должны быть честными"?
Ольга Писпанен: Я хочу все-таки отметить, мы все видели эти кадры, не только журналисты, но и депутаты с какой-то такой хитренькой ухмылкой реагируют на слова вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, на то, что "выборы должны быть честными".
Коган: Дело в том, что всегда хотели покопаться в этом белье, потому что всем всегда кажется, что кто-то чего-то там тасует, и возможно это есть на самом деле, но для этого нужны факты. Без фактов очень сложно. Я сам участвовал в выборах. Говорю абсолютно откровенно, протоптал огромную поляну, участвовал в подсчете бюллетеней, на каждом избирательном участке присутствовали все представители партий, считали вместе со всей избирательной комиссией, получили протоколы подписанные на руки, у каждого практически голос в голос. По крайней мере, по моему участку.
Писпанен: И, тем не менее, оппозиция говорит, что были подтасовки, были вбросы и так далее.
Коган: Никому не хочется проигрывать. Когда играют две команды в футбол, в хоккей. В баскетбол, у команды, которая проигрывает, всегда тренер выходит и говорит – виновато судейство.
Писпанен: Но у нас же не две команды обычно играет все-таки.
Коган: Но, тем не менее, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, и будет виновато всегда судейство.
Казнин: Вы знаете, всегда есть при этом мнение болельщиков, которые либо согласны с тренером, либо нет. У нас болельщиков как-то не учитывают.
Коган: Вот если болельщиков "Спартака" больше, то они пойдут громить витрины, и будут говорить, что это плохо, а вот болельщики "Динамо" или ЦСК, к примеру, этого не сделают.
Писпанен: И поэтому партия власти решила предотвратить такой вот социальный взрыв и сделать либеральную партию?
Коган: Ни в коем случае. Я думаю, что партия "Правое дело" – это партия, которая ни в коем случае не относится к власти, они сами должны выбрать лидера, но он должен соответствовать современным запросам.