Для курильщиков в России наступают сложные времена. Пока Мосгордума готовит закон о запрете курения в подъездах домов, Минфин выступил с куда более жесткой инициативой: Алексей Кудрин предложил повысить акцизы на табак более чем в 10 раз к 2015 году: начать собираются с 60% и уже в следующем году, а потом постепенно увеличивать до "среднеевропейского уровня"
Если сейчас мы доплачивает 27 копеек за одну сигарету, через четыре года сумма будет в десять раз больше: 2 рубля 70 копеек. После предложенных Алексеем Кудриным изменений акциз на пачку составит 54-60 рублей, а значит, самые дешевые сигареты — вроде "Явы" — будут стоить около 100 рублей.
Сейчас в России самые дешевые сигареты — если сравнивать с европейскими странами и Америкой. Пачка самых популярных сигарет у нас стоит 88 центов. Для сравнения, в Норвегии — там самые дорогие сигареты — 8 евро за пачку.
О том, что через четыре года акцизы на сигареты стремительно вырастут, было известно еще в ноябре — правда, цифры не назывались. Тогда же премьер-министр Владимир Путин подписал законопроект о запрете курения в общественных местах, который вступит в силу в 2015 году.
Хоть в чем-то в России все будет как в Европе и Америке. Собираются запретить курение в подъездах жилых домов, в кафе и ресторанах, больницах, школах и других общественных учреждениях. Совсем недавно зашла речь и о запрете курения в подъездах. Надо сказать, что большинство москвичей законопроект одобрили, по вполне понятным причинам: дым из подъезда идет в квартиры, на лестнице толпятся подростки, неприятно входить в накуренный лифт или подъезд с маленьким ребенком.
Вчера стало известно еще об одном запрете: реклама сигарет, а заодно и алкоголя исчезнет из метро. Все эти перемены грядут осенью: когда будет окончательно разработано антитабачное законодательство.
Предложение Алексея Кудрина очень поддерживает Дмитрий Янин, глава международной конфедерации обществ потребителей. Главный плюс — повышение акцизов отсекает от курения детей, у которых не будет лишних 100 рублей на сигареты.
Россия присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в 2008 году. Если предложение главы Министерства финансов будет реализовано, государство заработает на этом около 100 млрд рублей.
О новых акцизах, стоимости сигарет и их контрабанде и борьбе с детским курением, говорим с директором по корпоративным отношениям "Бритиш Американ Тобакко Россия" Александром Лютым.
Ольга Писпанен: По негласным данным, на лоббизм табакокурения и табачных компаний в России каждый год тратится по полмиллиарда долларов каждой из представленных здесь четырех китов. Так это или не так?
Александр Лютый: Не знаю, эта цифра, наверное, взята откуда-то с потолка. И что такое лоббизм? По-моему, мы легальная индустрия, мы производим легальный продукт, который мы имеем право легально коммуницировать, продавать, поэтому мы имеем полное право доносить нашу позицию до властей, до законодательных органов, до правительства. Именно в этом ракурсе я хотел бы сейчас оценить предложение Министерства финансов. В принципе, мы считаем, что российское правительство пока проводило очень сбалансированную предсказуемую политику постепенного повышения налоговой нагрузки на табачные изделия, в результате чего оно получало все больше доходов в бюджет – в прошлом году это было, по-моему, 108 млрд, в этом надеются получить 145 млрд, уровень нелегальной торговли в России минимальный – менее 1%, и, в принципе, ситуация такая.
Писпанен: Давайте будем останавливаться сразу на всех пунктах. Вот уровень нелегальной торговли, вы говорите, то есть контрафактных сигарет практически нет?
Лютый: Это прекрасная ситуация, потому что она была совершенно иной в 90-ые. Все мы помним бабушек с лотками…
Писпанен: Секундочку, но почему же так резко тогда отличается качество сигарет, которые продаются внутри России от сигарет, которые даже хотя бы в "Дьюти Фри" продаются, я уж не говорю о том, что продается за границей.
Лютый: Вы знаете, это, как говорится, субъективное мнение. Мы производим сигареты по самым высоким международным стандартам.
Дмитрий Казнин: А вы курите?
Лютый: Я не курю, но курение – это необязательное условие работы в "Бритиш Американ Тобакко".
Казнин: Вы с вами солидарны, я тоже не курю, поэтому не могу сейчас поддержать или опровергнуть мнение по поводу качества сигарет…
Писпанен: А я могу.
Казнин: Но про то, что Россия вела сбалансированную политику и ведет: мы были долгое время вместе с Зимбабве и Сьерра-Леоне, которые тоже не поддерживали конвенцию вот эту вот, при этом 300 тысяч человек, по данным ВОЗ, умирает в России от курения ежегодно, 50% школьников и студентов курит примерно, и 50 миллионов человек.
Лютый: Вы знаете, проблема курения в России – проблема серьезная. Курит высокий процент населения. И это нужно снижать, и мы с этим согласны. Посмотрите на опыт других стран – снижение происходило главным образом не за счет повышения цен на табак, а за счет целенаправленной кампании, в том числе пропаганды здорового образа жизни. Я могу привести примеры…
Писпанен: В Нью-Йорке запретили практически везде курить, только вот в таких отсеках, душегубках, все, единственное место.
Лютый: Вы знаете, что я, кстати, довольно неплохо знаю Америку – там мнения разные. Но надо учитывать специфику России. Если мы запретим курить в общественных местах, в общественных зданиях, в наших производственных помещениях, и люди как в Лондоне будут вынуждены выходить… В Лондоне мягкий климат, они там стоят под дождем и курят, а попробуй у нас так сделать в Новосибирске – 25 градусов мороза. Возвращаясь к акцизу, понимаете в чем произойдет проблема – если будут повышение, например, в 60% в будущем году, то самая дешевая пачка сигарет поднимется с 12 рублей до 18 рублей. Это 50%. Выдержит ли это покупатель – у меня большие сомнения, что он выдержит. Он пойдет в "серый рынок".
Писпанен: А может он как раз таки подумает 10 раз, а стоит ли мне тратить такие большие деньги?
Лютый: Привожу пример Великобритании. В 93-м году в то время министр финансов Гордон Браун ввел политику так называемого налогового эскалатора. Каждый год они повышали акциз на 3%, а потом на 5% сверх инфляции. Вот в течение с 93-го по 2003-ий год они нарастили цены до самых высоких в Европе, а уровень потребления табака у них был примерно одинаков все это время – 27-28%. И только когда в 2000-ом году они начли комплексную программу, в том числе программу образовательную, рекламную, здоровый образ жизни, у них началось снижение этой тенденции, поэтому это должна быть комплексная программа. Я согласен полностью с примером Владимира Владимировича Путина, одними прямолинейными мерами этот вопрос не решишь.
Писпанен: Вы на слишком завышенный акциз на водку намекаете?
Лютый: Ну, водку я комментировать не буду, это не моя отрасль, это должны комментировать эксперты. Вот ваш корреспондент сказать в отношении 10-кратного увеличения акцизов к 15-му году… Ребята, зачем? Зачем нам повышать до общеевропейского уровня, мы что лены Европейского союза?
Писпанен: Чтобы дети не могли купить. Взрослый человек – пожалуйста. Заработал – иди покупай себе дорогие сигареты.
Лютый: Давайте обратимся к опыту других стран. Испания, Италия, Швейцария шли примерно от российского уровня до нынешнего среднеевропейского уровня 19-25 лет. Страны Средней Европы, Центральной Европы, Болгария, Прибалтика под давлением европейского сообщества, которое хотело себя уберечь от наплыва нелегальной торговли, они шли к этому 10 лет. Нас заставляют идти к этому 3 года.
Казнин: А за те 10, или 20 лет, которые они шли к этому, насколько сократилось количество курильщиков?
Лютый: Ненамного, а вот количество контрабанды и контрафакта достигло 40-50%.
Писпанен: Но в Восточной Европе, где было под давлением то же самое сделано, не было контрафакта.
Лютый: Пожалуйста, Румыния - 36%, Прибалтика – где-то 40-50%, в Польше по-прежнему очень высокий уровень, в Венгрии очень высокий уровень.
Казнин: Но ведь российская главная задача – это чтобы не курили и не начинали курить подростки, дети, особенно девочки 13-14 лет - то , что происходит сейчас. Крайне невыразительная антиреклама, крайне невыразительная, которую делают, наверное, сами табачники…
Лютый: Табачная реклама, наружная реклама, она уже сошла, ее нет с 2007 года.
Писпанен: Нет, мы говорим про антирекламу.
Лютый: Антиреклама – прекрасно, то же самое делали в Англии. Вот если у нас разовьется нелегальная торговля, вот те деятели, которые будут продавать нелегальные сигареты будут заботиться о доступе совершеннолетних или несовершеннолетних? Они будут продавать даже, так сказать, этим юнцам. Им абсолютно наплевать. Сейчас у вас легальная индустрия, ответственная индустрия, мы заботимся о том, чтобы наша продукция не попадала в руки несовершеннолетних.
Казнин: А она попадает.
Лютый: Мы пытаемся со своей стороны это контролировать. Не все от нас зависит, многое зависит от точек торговли, но мы пытаемся это контролировать, это основной наш принцип – дети не должны курить. И, между прочим, наше корпоративное видение заключается в том, что вообще курить вредно. На пачках написано "Курить вредно", лучше не курить, если вы курите – бросайте.