Проект православного храма, который будет построен в Париже, пересмотрен: купола будут не стеклянными, а золотыми. Глава управления московской патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк заявил, что по просьбе церкви проект приблизили к традиционным канонам.
"После первого тура мы высказали ряд серьезных замечаний по проекту, который в итоге одержал победу. К примеру, я возражал против стеклянных куполов: ночью они красиво светились бы изнутри золотистым светом, но днем были бы крайне невыразительны", — рассказал православной газете "Крестовский мост" архиепископ Марк.
В остальном православная церковь проектом, который появится на набережной Бранли – это в пяти минутах от Эйфелевой башни, довольна.
В основе проекта — традиционный белокаменный пятиглавый храм, покрытый стеклянным покровом. Как описывают это архитекторы, стеклянная вуаль свободной геометрии, которая переходит в стеклянные же стены культурного центра, — сочетание традиций и современных технологий. Стеклянный навес, кстати, будет работать как солнечные батареи.
Только по предварительным и неофициальным оценкам, стеклянная вуаль будет стоить семь миллионов евро. Подготовительные работы начнут уже осенью, а строительство — в январе следующего года. К началу 2013 года все работы должны быть завершены
Строительство религиозно-культурного центра в Париже комментирует Виктор Хреков, пресс-секретарь управляющего делами президента России.
Мария Макеева: Так чем же оказались не хороши стеклянные купола, стеклянный навес? Вы действительно по требованию священников отказались это делать?
Виктор Хреков: Понимаете, никто не говорил, что они будут с самого начла стеклянные. Проект – это же как дитя, сначала рождается, потом растет, и в процессе строительства, взросления, естественно, появляются какие-то черты. Здесь речь идет о том, что с одной стороны, этот храм должен полностью соответствовать канонам православной церкви, то есть должны быть соблюдены все необходимые требования, а с другой стороны – быть новым, вписываться в архитектуру современную и традиционную Парижа. Тем более район набережной Брангли – это достаточно интересный район и седьмой округ Парижа. Если смотреть со стороны Сены, то справа Эйфелева башня, слева, опять же чуть подальше, золотые купола дома инвалидов, за спиной слева Гран-Пале и Пти-Пале, стеклянные купола опять же, то есть это будет достаточно интересно, это будет перекликаться со стеклянной же вуалью этого храма. Собственно говоря, это не только храм, прежде всего речь идет о православном, культурно-духовном центре, поэтому это не только традиционный храм, коей есть на улице Дарю в Париже, а это будет новое современное культовое культурное сооружение, которое будет соответствовать 21 веку.
Дмитрий Казнин: А сильно подорожает строительство?
Хреков: Вы знаете, и управляющий и председатель жюри этого конкурса на лучший архитектурный проект управляющий делами президента в РФ Кожин Владимир говорил так, и это действительно реально, - говорить о какой-либо стоимости сегодня очень сложно, потому что есть, конечно, в проекте наметки архитекторов сколько примерно это будет стоить, но в процессе это, конечно, будет изменяться, плюс надо еще учитывать, что градостроительные норма в Париже во Франции, очень и очень строгие. Там регламентировано все: количество зеленых насаждений, не говоря уже о высотности, прозрачности и так далее и так далее. Вот во время обсуждения проекта на втором туре конкурса был задан также вопрос, поскольку архитекторы планируют создание сада под этой вуалью, - а вот какая будет площадь зеленых насаждений, а вот вы не думаете, что зеленые насаждения превысят уже ту норму, которая существует уже для этого района, то есть больше или меньше. То есть массам всяких нюансов, и в процессе все это будет решаться.
Казнин: Честно говоря, верится, конечно, что в Париже все сделают красиво, да еще и не отходя от канонов. Почему здесь-то не построить?
Хреков: Во-первых, мне кажется, что и в России будут построены соответствующие храмы. Тем более, что во время обсуждения, я могу сказать, что было представлено на конкурс в начале 440 заявок, то есть просили документацию 440 различных архитекторов, поступило на конкурс 109 проектов. Представляете, огромный зал посольства России во Франции, 109 планшетов выстроились самых разнообразных – от ленты Мебиуса, Кижи, какие-то совершенно непонятные купола, головки и так далее. То есть это была фантазия на тему православной архитектуры.
Казнин: Почему не заказывают здесь тогда?
Хреков: Вот поэтому… А среди членов жюри было три представителя русской православной церкви, которые выразили очень большой интерес к проектам, и, собственно, и говорилось, что возможна какая-то вероятность, что что-то из идей, что-то из проектов будет реализовано в православном строительстве.
Макеева: А кто вообще оплачивает этот проект?
Хреков: Предполагается три источника финансирования. Главный взнос, собственно, сделало государство, которое приобрело участок площадью 4,5 тысячи квадратных метров, а там стоимость очень большая. Далее планируется, что будет три источника финансирования: средства православной церкви, меценаты и пожертвователи, и государство в каких-то необходимых минимальных объемах.
Макеева: А меценаты уже есть физически, или пока только ждете предложений?
Хреков: Дело в том, что только проект рождается, и еще находится в этом здании служба МетеоФранса, где-то к декабрю все это освободится. На следующей неделе, кстати, в Москву приезжает автор проекта французско-испонско-русский архитектор Мануэль Яновский, где он встретится с представителем и управления делами и патриархии, и со своими коллегами из московского бюро "Арт Групп". Кстати, интересно: один из авторов проекта – внук легендарного театроведа Крымова, он же сын известного архитектора Дмитрия Крымова, то есть тут объединилось все вместе.
Макеева: А правда ли, что православная община Парижа, то есть потомки русских эмигрантов, собственно, прихожане церкви. Которая будет частью вот этого комплекса, не очень довольны проектом?
Хреков: Вы знаете, не совсем так, вернее совсем не так. Во-первых, был проведен на сайтах русской общины соответствующий Интернет-опрос, в котором приняло участие около 10 тысяч пользователей, и где-то больше 60% проголосовали за этот проект, из тех проектов 10, которые вышли во второй тур. Во-вторых, тут вопрос вкуса, и я еще должен сказать, что это не традиционный храм, не даром он называется проект православного культурно-духовного центра, то есть там будет и учебное заведение, и большой достаточно интересный зал для проведения всяких встреч, форумов, выставок, будет жилой комплекс, плюс еще предполагается очень интересная, так называемая, медийная стена, то есть стена будет не стеклянная, а с возможностью проецирования каких-то фрагментов выставок, которые будут идти, иконы какие-то…
Казнин: Западная такая традиция.
Хреков: Я бы сказал не западная, но, по крайней мере, это будет такая прозрачно-гласная церковь, и будут службы, возможно, транслироваться, то есть достаточно интересный проект.
Казнин: А золото откуда будет для куполов?
Хреков: Знаете, я не могу сказать вам ничего точно, потому что проект в стадии, но золото, естественно, найдется, и в тех объемах, которые необходимы.