Главной проблемой для японских властей остается ликвидация последствий взрывов на атомной электростанции. Насколько велика опасность — обсуждаем Владимиром Сливяком, сопредседателем международной экологической группы "Экозащита".
Главной проблемой для японских властей остается ликвидация последствий взрывов на атомной электростанции "Фукусима-1".
Из районов, расположенных у станции уже эвакуированы 70 тысяч человек. Тем, кто живет ближе чем в 30 километрах от нее, рекомендовано оставаться дома, чтобы избежать заражения. Всех желающих проверяют на уровень облучения.
Губернатор Токио сообщил сегодня, что уровень радиации в городе превышает норму в десять раз, к тому же в воздухе над городом обнаружили частицы цезия, которые, очевидно, попали туда из разрушенной атомной электростанции "Фукусима-1". Она расположена примерно в 200 километрах от столицы, и за последние четыре дня там прогремели три взрыва. Один из них — сегодня ночью, в здании реактора номер два, который сразу стал главной проблемой для компании "Токио Пауэр Электрик". Утром главный секретарь японского кабинета министров Юкио Эдано заявил, что "защитный короб реактора, вероятно, был поврежден". Позже, в другой части АЭС случился пожар, он был быстро потушен, но часть радиоактивных веществ все-таки попала в воздух. Руководство "Токио Пауэр Электрик" посоветовало своим сотрудникам отправиться домой, чтобы дальнейшие работы на станции выполняли роботы.
Эта инициатива привела в ярость премьер-министра Японии Наото Кана. Как сообщают СМИ, он ворвался на совещание руководства компании и вскричал: "Что, черт возьми, тут происходит?" Наото Кана заявил, что сотрудникам покидать станцию нельзя, фактически потребовав разобраться с ситуацией любой ценой.
Насколько велика опасность — обсуждаем Владимиром Сливяком, сопредседателем международной экологической группы "Экозащита".
Ведущие: Вчера специалисты Курчатовского института вылетели в Японию. Какие-то есть от них данные? И замалчивают ли японцы данные по всей тяжести катастрофы?
Сливяк: Японское правительство совершенно однозначно замалчивает данные. Можно сказать, что уже в пятницу началась подобная политика со стороны властей Японии. С одной стороны шла эвакуация в трехкилометровой зоне вокруг АЭС, а с другой стороны правительство заявляло, что радиоактивного загрязнения нет. И только спустя 12 часов после начала эвакуации было сообщено, что действительно есть радиоактивное загрязнение. Создается впечатление, что японские власти действуют так: будем скрывать до последнего, а если становится понятно, что уже не скроем ничего – тогда скажем. А пока есть шанс скрыть – говорить не будем. Примерно так.
Ведущие: Так уже сейчас Канн говорит открыто, что уровень радиации такой-то…
Сливяк: Сегодня, по сути, первый день, когда начали признавать высокий уровень радиации. Предыдущие три дня разговор шел о том, что радиация есть, она вытекает из реакторов, но это не очень опасно для людей. Параллельно с этим 200 тысяч человек было эвакуировано.
Ведущие: Правильно ли я понимаю, что речь идет о не о действующем, а об использованном топливе, которое нужно все время поддерживать в охлажденном состоянии, что сегодня делать технически не удается.
Сливяк: Ну, во-первых, охлаждение необходимо и для реакторов, и для бассейнов выдержки отработавшего топлива. До сих пор произошло уже четыре взрыва на "Фукусиме-1" – три взрыва на реакторах и четвертый взрыв был сегодня в хранилище отработавшего ядерного топлива. Сегодня, как я уже сказал, только начали говорить, что есть опасность. Только после сегодняшнего взрыва признали опасность. А до этого говорили, что есть радиоактивное загрязнение, однако это не очень опасно для людей.
Ведущие: Можете нам описать насколько высок уровень угрозы сегодня и кому она адресуется?
Сливяк: Мы взяли для сравнения максимальную годовую дозу, которая установлена Комиссией по ядерному регулированию США, и сравнили с тем. Что намеряли наши коллеги вчера в течение дня около второго блока АЭС "Фукусима". У нас получилось, что за 20 минут около этого реактора человек получает годовую дозу радиации, соответственно за час он получает три годовых дозы радиации, за сутки – 72 годовых дозы радиации. Это беспрецедентно высокий уровень радиации. Это было, я подчеркиваю, до ночного взрыва и сегодняшнего взрыва, то есть до еще двух взрывов.
Ведущие: А если сравнивать с Чернобыльской катастрофой, то пока этот уровень меньше?
Сливяк: Пока эта авария номер два в мировом рейтинге, но у нее все еще сохраняются шансы на то, чтобы занять первое место, к сожалению.
Ведущие: Что должно произойти для этого?
Сливяк: Сейчас есть опасность в отношении двух атомных реакторов, которые еще не взрывались на АЭС "Фукусима", то есть мы знаем, что на трех блоках произошли взрывы в непосредственной близости от активной зоны, и на четвертом блоке произошел взрыв предположительно в хранилище отработавшего топлива. Есть еще два блока, на которых пока ничего не произошло, но есть основания полагать, что там будет похожий сценарий. Я напомню, что в Чернобыле все-таки только один реактор взорвался.
Ведущие: А зона распространения при самом страшном развитии событий какая может быть?
Сливяк: Сейчас информации очень мало. Японское правительство не считает нужным говорить, как мне кажется, по сути все, что оно знает. Но сейчас можно говорить примерно о максимум 300 км распространения радиоактивного загрязнения. Одно из подтверждений сегодня было из Токио, где в 40 раз был превышен уровень радиации. Токио примерно в 160 км от атомной станции. Мы не знаем сейчас всей полноты информационной картины, мы не знаем сколько радиации выброшено, куда ее раздули, пока очень мало известно, но в теории может быть и проблема для нашего Дальнего Востока. Пока это теория.
Ведущие: Население сейчас каким-то образом защищают от радиоактивного излучения? Я имею в виду японцев.
Сливяк: Там происходит йодная профилактика. Ну помимо эвакуации населения.
Ведущие: То есть до сих пор профилактика - это выключить кондиционеры, закрыть окана и пить йод и все?
Сливяк: Из примерно 20 км зоны вокруг АЭС людей эвакуировали. Вроде бы сегодня наконец последних оттуда эвакуировали. Естественно, всех этих людей обмеряют, дают им йод, но дело в том, что йодная профилактика не дает 100%-ной защиты здоровья от радиационного облучения, то есть может помочь, а может не помочь. А 1005-ного способа защититься от радиоактивного облучения нет.