Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко назвал деятельность коллекторских организаций, занимающихся возвратом долгов с россиян, полностью незаконной.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко назвал деятельность коллекторских организаций, занимающихся возвратом долгов с россиян, полностью незаконной и рекомендовал гражданам жаловаться на эти агентства. При этом коллекторские агентства работают в России далеко не первый год.
Главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко давно уже не ограничивается контролем за тем, что пьют и едят потребители. Вот и сегодня он заявил, что передача банком обязательств физического лица коллекторским организациям является грубым нарушением российского законодательства. Однако, это не совсем так — закон о банках позволяет банкирам передавать право на долги третьему лицу, главное предупредить об этом человека или организацию, которые должны деньги.
В России действует около 130 коллекторских агентств. Геннадий Онищенко заявил, что все они работают вне закона и что эти организации запугивают людей, занимаются «телефонным терроризмом», страшат «черными списками» и тем, что потребитель финансовых услуг не сможет получить загранпаспорт и выезжать за границу.
Генеральный директор старейшей коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева считает все претензии Геннадия Онищенко неоправданными. По ее словам, коллекторы работают в рамках правового поля, хоть и без специального закона.
Коллекторы давно успешно работают в других странах, и тоже не всегда методами, которые нравятся людям. Самое известное в Испании коллекторское агентство El Cobrador de Frac, известно тем, что за должниками коллекторы ходят по пятым в заметной одежде — фраке, например, или в костюме зайца, и все окружающие знают, что этот человек должник.
А вот, как прокомментировала заявление Геннадия Онищенко генеральный директор ООО "Агентство Р.О.С.долгЪ" Марина Дорохова.
Ведущие: Мы думали, что к нам придет какой-то крупный молодой человек, а к нам пришла хрупкая девушка…
Дорохова: Скорее всего, это некий стереотип, что генеральный директор и коллектор – это, скорее, мужчина внушительной внешности. На самом деле, цивилизованный рынок коллекторских услуг…
Ведущие: как давно Вы этим занимаетесь?
Дорохова: более трех лет. Значительный опыт я получила также и в банке, банковский опыт взыскания задолженностей и развития потребительского кредитования, плюс опыт в зарубежном коллекторском агентстве, и в российском.
Ведущие: Расскажите, как происходит выбивание долга, потому что мы когда Вас приглашали перебирали различный реквизит, который может нам понадобится для программы: паяльная лампа, наручники… Вот сначала предупреждают – ваш долг передан коллекторскому агентству, что происходит потом?
Дорохова: Сначала надо оговориться – не выбивание, а управление дебиторской задолженностью. Так будет более грамотно, более правильно. Некие такие мировые стандарты по управлению дебиторской задолженностью. Как же все на самом деле происходит. Я могу сравнить с определенным, наверное профессионализмом. То есть профессионал и дилетант. Те же самые "серые" коллекторские агентства используют, как правило, незаконные методы. Цивилизованный коллекторский рынок, или профессионалы коллекторского рынка используют абсолютно законные способы управления дебиторской задолженностью. Взыскание задолженности. Они консультируют, они оказывают психологическую помощь, поддержку должникам.
Ведущие: то есть все то, что не нравится Геннадию Онищенко: "запугивание, нарушение банковской тайны, телефонный терроризм, арест на имущество и "черные списки" погранслужбы в ФСБ"…
Дорохова: Ну, как правило, "черные списки" погранслужбы в ФСБ – это уже исполнительная стадия, это уже взаимодействие с судебными приставами. Почему нет? Если это действительно злостный неплательщик, если это действительно должник и метод воздейсвия только такой. Увы, да. Если сравнить взыскание управление дебиторской задолженностью с некой помощью врача: врачи могут быть, как это ни странно звучит, определенные шаманы, они используют несколько нетрадиционные методы, а профессионалы используют абсолютно законные и традиционные методы.
Ведущие: Вы имеете в виду врачей в том смысле, в котором волки – санитары леса, да?
Дорохова: Я думаю, это достаточно категоричное сравнение.
Ведущие: Несмотря на отсутствие правовой базы для коллекторов, есть же закон, который позволяет физическим лица объявлять себя банкротами…
Дорохова: Я прокомментирую это следующим образом. Свыше полутора лет уже закон о коллекторской деятельности находится на рассмотрении как в Думе, так и в правительстве. Члены профессиональных коллекторских агентств выступали с инициативой, предлагали различные нововведения, в том числе и проекты. Рассматривалось три проекта закона о коллекторской деятельности.
Ведущие: Почему они тормозятся и какие прогнозы.
Дорохова: Прогнозы - до конца текущего года.
Ведущие: То есть правительству некогда или оно не хочет заниматься этим?
Дорохова: Ну, различные есть нюансы. Увы, нам можно только догадываться об этом.
Ведущие: А после заявления Онищенко, условно говоря, Ваши клиенты могут подавать на вас в суд и заявлять. Что незаконно управляют их долгами?
Дорохова: В высказывании Онищенко можно усмотреть несколько составляющих, начиная от экономической, политической и заканчивая философской. То есть, так или иначе, все очень циклично, в том числе и в выступлениях политических государственных деятелей. Если посмотреть более глобально – подходит к завершению кризис и здесь можно усмотреть экономическую составляющую в том, чтобы ускорить рост потребительского кредитования, сказать какие коллекторы плохие. А вот банки окажут помощь и поддержку. Можно рассмотреть и противоположную точку зрения, напомнить многим должникам, тем, к то попробовал в первый раз опят кредитования, к сожалению неуспешно, что есть некие коллекторские агентства, поэтому хорошенько подумайте прежде чем активно сейчас вновь обращаться к кредитованию.
Ведущие: Сколько занимает времени взыскать долг с неплательщика, в среднем?
Дорохова: В зависимости от характеристики. Минимум – две-три недели. Максимум – три месяца.
Ведущие: То есть так быстро люди встают на путь исправления?
Дорохова: Не так быстро, но мы ограничены рамками агентского договора с банками. К сожалению, сроки устанавливают банки.