Суханов: Накануне в Южной Осетии прошло голосование по выборам нового президента этой непризнанной республики. Хотя, наверное, вряд ли можно говорить «непризнанной» - если две страны признало, она уже считается признанной.
Дубнов: Больше уже, больше. Частично признанная.
Суханов: По результатам этого голосования, по предварительным данным, будет второй тур, назначенный на 27 ноября. Пока в абсолютных лидерах – глава МЧС Бибилов и бывший министр образования Джиоева. Вот два чиновника – мужчина и женщина, которые борются за власть. Как вы думаете, все-таки кто возьмет – мужская или женская энергетика?
Дубнов: Невозможно что-то предположить, потому что все итак уже ошиблись в первом туре. Ошиблись даже на экзит-поллах, которым поверили, что 48% берет Бибилов, все ждали, что Бибилов выиграет на ура, потому что ставленник Москвы, московские рекомендации. Обычный шантаж – если не Бибилов, то никаких денег. Неожиданно получилось совсем по-другому. Цифры говорят о том, что примерно равное соотношение сил – это абсолютная сенсация. И здесь я бы стал предугадывать. Можно, конечно, заниматься какой-то арифметикой, можно говорить – вот за Кокойты будут голосовать те-то и те-то, он может прибавить 10-12%. Но я эту арифметику, честно говоря, боюсь.
Суханов: А такой неожиданный, как вы сказали, расклад, итог – это что? протестное голосование Южной Осетии, ей надоело покровительство Москвы, и вот так вот избиратели решили высказаться?
Дубнов: Нет, я бы не сказал, что им надоело покровительство Москвы. Протест касается совсем других вещей, протест касается грязи, неустроенности, воровства денег. В этом все участвовали, по большому счету. У меня такое впечатление, что с того момента, как Кокойты понял, что он не будет президентом – он надеялся довольно-таки долго – тут началась цепь ошибок и случайностей. Все стали ошибаться, началось какое-то броуновское движение с регистрацией – не регистрацией, с перетоком избирателей одного к другому. Алла Джиоева лидировала по всем социологическим опросам довольно давно, это не является неожиданностью. Неожиданность в том, что они пришли к фотофинишу.
Суханов: Вы сказали о грязи и необустроенности в Южной Осетии. Сколько Кокойты был у власти?
Дубнов: Я сейчас сходу не возьмусь сказать, сколько он был у власти.
Суханов: Лет 5-то он там был.
Дубнов: Гораздо больше.
Суханов: До сих пор в Южной Осетии грязь и разруха.
Дубнов: Грязь и разруха – это война 2008 года.
Суханов: Тем не менее, с 2008 года какая-то часть денег и российской помощи была направлена в Южную Осетию, могу предположить, что приличная.
Дубнов: Да.
Суханов: Эти люди, тем не менее – Бибилов и Джиоева – отчасти, наверное, принадлежат к клану господина Кокойты?
Дубнов: С кланами там тоже довольно сложно, потому что когда-то Джиоева была протеже господина Кокойты. И вообще в Южной Осетии очень многие когда-то работали на Кокойты. Но в таком режиме довольно часто бывает такое, что люди расходятся. Дзамболат Тедеев, который уверяет, что он делал Кокойты президентом, сейчас его злейший враг. Конечно, в некотором плане чиновники несут ответственность за то, что было разворовано, и я не думаю, что кто-то из кандидатов – ангел. Сама Джиоева о себе говорит, что она не ангел.
Суханов: Вообще в политике ангелов нет.
Дубнов: Южноосетинская политика – особая, она измеряется количеством миллионов рублей. И в этом плане чистых людей там входу не назову среди высшего истеблишмента. Поэтому обвинить можно кого угодно. В этой ситуации Бибилов допустил еще явную ошибку, потому что он не смог определиться, что ему делать с поддержкой Кокойты. Потому что он мог ограничиться поддержкой Москвы, дистанцироваться от Кокйты, и тогда, наверное, ему было бы легче. То, что он признал поддержку Кокойты, сыграло на антирейтингах.
Суханов: Задам по-другому вопрос. Есть российская избирательная кампания – парламентская, думская, где очевидно выбор у нас, как у простых избирателей, его просто нет. Выбирать не из кого, по большому счету. И есть южноосетинская избирательная кампания – там есть реальный выбор? Или так же, как у нас – есть набор кандидатов, а выбрать не из кого?
Дубнов: Там есть интрига. Вернувшись к вашему первому вопросу, из-за этой интриги я не могу с уверенностью сказать, кто выиграет, не сравнивая с нашей ситуации. Это, конечно, выборы совсем другого типа. Опять же есть цепь ошибок и случайностей. Скажем, я очень подозревал, что будут приписки и вбросы бюллетеней в таком селении Рук, где голосуют люди из Северной Осетии. Там можно было накидать сколько угодно бюллетеней без всякого контроля. Но вмешалась лавина, снег, в Рук приехало 650 человек вместо 16 тысяч. Это сработало на честность. Никто не знает, что творилось в Ленингорском районе – это формально была территория не Южной Осетии до 2008 года. Конечно, нарушений было бесконечное количество. У нас нарушений меньше, но и интриг значительно меньше. Так что нарушения, с моей точки зрения, это не всегда показатель нечестности выборов.
Суханов: С господином Бибиловым все понятно: Кремль его поддержал, значит, он просчитал и рассмотрел его повнимательнее, как кандидата с той точки зрения, будет ли он выгоден России. А что с Джиоевой? Если она победит, то что будет дальше в отношениях?
Дубнов: В отношениях будет все то же самое. Я думаю, что для Кремля Бибилов не принципиален. У Кремля не было хороших решений. Кремль тоже не был готов к жизни после Кокойты. Бибилов – это не очень впечатляющий выбор. Я не думаю, что Джиоева будет вести себя как-то строптиво. Я думаю, что прекрасно договорится Джиоева с Москвой, я думаю, что ничего не изменится. Другое дело, что Кокойты все-таки ерепенился, какие-то коллизии у него с Москвой были. Я думаю, что кто бы ни победил – Бибилов или Джиоева, это останется в прошлом.
Суханов: Может быть, плюнуть на эту Южную Осетию и лучше с Грузией подружиться?
Дубнов: Вы спрашиваете меня как гражданина России?
Суханов: Я вас спрашиваю как человека, разбирающегося в этих вопросах.
Дубнов: Понимаете, здесь вопрос о войне 2008 года. С моей точки зрения, эта война была Москвой начата с тяжелым сердцем, она не очень хотела. Москвы есть разные. Та Москва, которая принимала решения, она это делала с тяжелым сердцем, она была вынуждена это сделать, и после этого играть в эту дурацкую игру с поддержкой Южной Осетии. Это ярмо на шее, я не вижу возможности его сбросить.
Суханов: У Кокойты хороший рейтинг в Южной Осетии?
Дубнов: Нет.
Суханов: Именно этим и объясняется проигрыш его ставленника Кабисова?
Дубнов: Безусловно. Часть поддержки Кокойты тоже сыграла свою роль в фиаско Бибилова.