О том, кто в действительности контролирует Бенгази и кто стоит за ливийскими повстанцами, рассказываем в своем специальном репортаже наш корреспондент Орхан Джемаль.
Французская авиация атаковала силы Муаммара Каддафи на подступах к городу Мисурата. Сейчас именно там идут самые ожесточенные бои между армией ливийского лидера и повстанцами. Гражданская война в Ливии идет по двум фронтам. Один возле Мисураты, это город недалеко от Триполи. Он переходит то в руки повстанцев, то под контроль армии Каддафи.
Второй фронт расположен у города Адждабия, это ближе к Бенгази, главному оплоту повстанцев. Сейчас город превратился фактически во вторую столицу Ливии.
О том, кто в действительности контролирует Бенгази и кто стоит за ливийскими повстанцами, рассказываем в своем специальном репортаже наш корреспондент Орхан Джемаль.
Орхан Джемаль: "Повстанцы – это не однородная вещь Среди них есть очень много вчерашних сторонников Каддафи, которые в силу различного стечения политических обстоятельств ушли в оппозицию. Среди них есть какая-то верхушка, среди них различные исламистские группы. Кстати, последние наиболее боеспособными оказались. У них как бы разные взгляды на то, как должны развиваться события.
Я хотел бы отметить, что все те страсти-мордасти которые рассказывают и про ту, и про другую стороны, они несколько преувеличены. В общем-то, и Каддафи, когда имел возможность применять авиацию, не бил целенаправленно по скоплению людей. То есть – да, иногда били и по людям, но это не являлось такой целенаправленной системой уничтожения, это, скорее, было такое очень сильное давление. И повстанцы, в принципе, далеко не так озлобленны, как рассказывают.
В принципе, как я испытал на себе, здесь очень часто не жалуют русских, благодаря тому, что они не поддержали резолюцию ООН, и на границе пишут запрет на въезд русских. Мне пришлось выдавать себя – и когда пересекал границу и когда двигался по Бенгази – то за азербайджанца, то за грека, то за украинца. Русским лучше не представляться. Но даже если ты попадаешься на том, что ты русский, то, в принципе, ты можешь объясниться – здесь не настолько озверелый народ.
Повстанцы, конечно, на словах готовы рваться вперед, они говорят, что у нас не хватает техники, но у нас горячее сердце. В реальности Каддафи вооружен лучше, у него есть артиллерия, некоторое количество танков, и сейчас он окопался в городах, и повстанцам не может оказать поддержку авиация, потому что бить по мирным жителям невозможно, а в городах они есть.
Бенгази. В городе достаточно много порядка, он самоуправляем. Сначала появился на улицах криминал, но моментально образовались отряды самообороны, которые зачистили от криминальных элементов город. Все улицы патрулируются отрядами подростков или юношей (очень молодых людей), которые сдержанно вежливо спрашивают документы и. в принципе, пропускают, если предъявляешь журналистское удостоверение.
Также два дня назад здесь было раскрыто прокаддафийское подполье, были перестрелки внутри города, была борьба. В первый же день среди сторонников Каддафи. Среди подпольщиков было убито 13 человек, около 40 человек арестованы.
Кроме того, ходят упорные разговоры о том, что пытался сесть десантный борт с наемниками, которых Каддафи направлял для того, чтобы они зачистили город. Борт был сбит, обломков пока не найдено.
Город находится в полном порядке, здесь начали уже открываться магазины. Здесь можно в кафе поесть уже сегодня. Два дня назад в лучшем случае ты мог выпить кофе или выпить воды. В общем, как-то жизнь налаживается. Здесь очень высока самоорганизация, причем самоорганизация идет не сверху, а снизу – люди сами договариваются, решают свои вопросы, удивительно. Здесь есть Интернет, есть в трех местах: одно работающее Интернет-кафе, правительственный пресс-центр и еще в одном из отелей есть пресс-центр. Везде Интернет плохой, сеть постоянно падает и исчезает. Телефоны работают".