Станция "Фобос-Грунт" упадет на землю в конце ноября или первой половине декабря. Точного времени и места пока никто назвать не может, слишком много факторов влияют на станцию. Следить за ее перемещениями можно на специальном сайте. Здесь можно увидеть, как "Фобос" пролетал сегодня над Австралией. Все данные траектории, в том числе полученные от европейцев и американцев, обобщаются в круглосуточном режиме в российском центре контроля космического пространства.
Каковы шансы спасти станцию и чем опасно ее падение, - Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского.
Караш: 90% за то, что, скорее всего, связь с этой автоматической межпланетной станцией, правильно называть ее АМС, установить не удастся. Тогда, конечно, нужно будет предпринять все необходимые меры, чтобы она сошла с минимальным ущербом для людей и, конечно, желательно флоры и фауны. Там есть какие-то очень маленькие элементы радиоактивные, но это не существенно. Куда неприятнее то, что там, на борту станции находится несимметричный диметилгидразин. Это высокотоксичное топливо, и оно в то же время является ядовитым.
Юрий Караш считает, что автоматические станции – вообще слабая сторона нашей космонавтики. А сильная сторона – это пилотируемые полеты. Их и надо развивать в первую очередь, в том числе и для миссии на Марс. Эксперт предлагает создать программу гибридного полета, то есть к Марсу должны отправиться космонавты и доставить к нему автоматические станции.
Как только "Фобос" признают потерянным, начнется работа специальной комиссии и поиск виновных. Отставки неизбежны, считают источники агентств в Роскосмосе.
Год назад, когда три спутника ГЛОНАСС упали в Тихий океан, все закончилось снятием заместителя руководителя Роскосмоса и одного из заместителей главы корпорации "Энергия". Теперь последствия могут быть такого же масштаба. Возможно, уволят кого то из руководства НПО имени Лавочкина, которое разработало станцию.
В Роскосмосе при этом считают, что конкретные имена называть неправильно, а виновата тяжелая экономическая ситуация 90 х годов, когда закладывался проект "Фобос". Юрий Караш заметил, на это, что прошло уже 15 лет, и пора бы перестать все валить на 1990-е.
Пока мы следим за движением "Фобоса" к земле, в космос готовится полететь транспортный пилотируемый корабль "Союз-ТМА 22".Руководство Роскосмоса решило поменять традицию предстартового общения с экипажем. Процедура станет более личной, космонавты будут общаться с семьями. К ним больше не допустят журналистов. Изменится и место рапорта о готовности к полету. Космонавты, как известно, очень чтят свои традиции, которые часто доходят до суеверий. Многие из них идут еще от генерального конструктора Сергея Клоролева.
Как относятся к переменам сами космонавты и нужны ли они, рассказал Александр Александров, который возглавляет летную службу корпорации "Энергия".
Александров: Упорядочить как-то, может быть, работу с теми же представителями других стран, с журналистами. Потому что в последнее время, я вам скажу, все эти традиции были нарушены тем, что просто стали массовыми заезды на полигон перед стартом экипажа. В наше время такого не было.
Возможно, перемены, действительно к лучшему. И Роскомос не остановится на пересмотре церемониальных традиций и сделает что-нибудь более существенное, чтобы прекратить серию скандальных неудач.