Аккаунт http://vkontakte.ru/dm существует на самом деле уже более двух лет и набрал за это время около 800 000 подписчиков (к ним прибавилось еще 100 000 после появления "живого" Медведева), но только недавно он был передан законному владельцу.
Макеева: Александр Кияткин, редактор портала Slon.ru. Саша, добрый день.
Кияткин: Здравствуйте.
Макеева: Президент России Дмитрий Медведев встречается с общественностью и он-лайн и оф-лайн. О встречах оф-лайн мы чуть позже поговорим, этому был посвящен вопрос часа. Я напоминаю вопрос нашего часа, по случаю уж прорекламирую: зачем президенту все время встречаться с общественностью? Так этот вопрос часа звучит. На Facebook мы предлагаем варианты ответов, в комментариях можно предлагать свои варианты ответа и на Twitter, как известно. Кто во что горазд, предлагает варианты ответа. Вот что касается он-лайн, то Александр Кияткий как раз обсудил в публикации выход президента в еще одну социальную сеть - «ВКонтакте». Я так поняла, прочитав твою статью, что он, собственно говоря, не вчера туда вышел, а почему-то прорекламировали, точнее не позавчера, то есть, уже 2 года существует аккаунт или что-то в этом духе?
Кияткин: Аккаунт существует два года, но он принадлежал не Медведеву, или сказать правильно, администрации президента, он принадлежал какому-то, возможно, поклоннику Дмитрия Анатольевича, который следил за его деятельностью, что-то там выкладывал, связанное с его перемещениями, общением со СМИ и так далее и тому подобное. То есть, это было похоже на официальный аккаунт Медведева, потому что в официальных аккаунтах тоже выкладывают всякий официоз.
Макеева: Поклоннику, который работает при этом на президента Медведева, или просто какому-то человеку со стороны?
Кияткин: Судя по всему нет. История на самом деле загадочная, отдельная история. Я не думаю, что администрация «В контакте» будет об этом распространяться, каким образом это произошло, но каким-то образом этот аккаунт перешел в ведение, так скажем, законного владельца. Его как-то, очевидно, у предыдущего владельца забрали.
Макеева: Вот на приветствие, которое отправил, тем не менее, сам, насколько я понимаю, Дмитрий Медведев с iPhone, причем я все это выяснила из публикации на Slon.ru, откликнулось около 14 тысяч человек, проставивших «like». Это хороший результат?
Кияткин: Это только за первые полтора-два часа, то есть, когда писалась статья.
Макеева: Это круто? Можно считать, то это популярный пользователь или нет? Как раньше жили-были тысячники.
Кияткин: Пока что не очень, если честно. Вот как это ни странно, на смену фотографии президентом отреагировали гораздо активнее, и там несколько десятков тысяч было «like», так скажем.
Макеева: Зачем президенту аккаунты в соцсетях? Есть ли у тебя ответ на этот вопрос? Зачем это нужно? Вот везде уже было, зачем вдруг понадобилась «ВКонтакте»? Зачем вообще это все? К чему это все?
Кияткин: Просто, как я упоминал, как бы два варианта возможны. Во-первых, это чтобы просто было, потому что, ну, как же без аккаунта сейчас в соцсетях? Это же модно! Все в тренде: надо в Twitter быть, в Facebook, «ВКонтакте». Точно такой же логикой руководствуются многие частные компании, которые делают себе аккаунты в соцсетях, а потом не знают, что с ними делать. Возможно, у президента так же. Это первый вариант. Второй вариант, что ему хочется некоего feedback, некой обратной связи, чтобы знать, можно сказать, из первых рук, из первых уст, что пользовали, что граждане России о нем думают, о его политике, о нем как человеке. Возможно и такое объяснение. Хотя, в данном случае…
Макеева: Поздновато как-то, нет?
Кияткин: Очевидно, Дмитрий Анатольевич не считает, что его политическая карьера закончилась.
Макеева: Режиссеры мне подсказывают, что мы можем показать сейчас фотографии, которые как раз выкладывал Дмитрий Медведев, которые, как рассказывает Александр Кияткин, гораздо большей активностью пользователей вызвали, чем собственно, появление первой записи. Тут опять же как-то все странно, потому что президент Медведев начал с модных вещей, посещая Силиконовую долину, там iPhone приобрел, ему подарили iPad, iPhone, я уже забыла всю эту последовательность…
Кияткин: iPhone.
Макеева: В общем, так или иначе. Twitter был уделом Дмитрия Медведева, а потом он как-то пошел наоборот, в другую сторону. Обычно люди сначала заводят аккаунт в «Одноклассниках», «ВКонтакте», а потом открывают для себя Facebook, потом Twitter, идут как бы вот таким образом, а тут все в другую сторону. Это не показывает некоторую искусственность происходящего, вот что я хочу сказать? Действительно ли президент увлекается вот этими всеми штуками или кто-то почему-то решил, его имиджмейкеры, что ему хорошо бы демонстрировать увлечение вот такими вещами?
Кияткин: В голову имиджмейкеров, а тем более самого Дмитрия Медведева очень сложно залезть. Но, просто, возможно, кто-то в какой-то момент решил, что либо нужно быть ближе к народу, либо что как-то неправильно, что президент в соцсетях, вообще-то говорят, иностранных, а в наших отечественных не представлен. Это как-то неправильно, нужно быть патриотичнее. Возможно, именно так все обстоит.
Макеева: Очень интересная опция - это подарки президенту «ВКонтакте». Оказывается, есть какие-то отдельные… Просто, у меня нет аккаунта «ВКонтакте» я про это не знаю, но мы сейчас эти подарки покажем, и Александр Кияткин нам расскажет, что за подарки дарили Дмитрию Медведеву.
Кияткин: Дело в том, что когда был заведен аккаунт именно на Дмитрия Медведева, снова перешел в его руки, или в руки его администрации, там были выстроены такие настройки, которые запрещали пользователям писать на «стене» у президента, посылать ему личные сообщения, то есть, как-то вот такой обратной связи не подразумевалось. Просто «ВКонтакте» стал еще одной площадкой, с которой он будет вещать, но не принимать информацию.
Макеева: То есть, там модерация тоже жесткая?
Кияткин: Но пользователи нашли способ все-таки донести свои послания до президента. Потому что там есть такая возможность «ВКонтакте», которой нет в Facebook, например, как сделать подарок. Это просто какая-то картинка, которую ты присылаешь пользователю и можешь сопроводить ее коротким замечанием. И президента, сразу после того, как он вышел «ВКонтакт», просто завалили этими подарками.
Макеева: Так что именно дарили?
Кияткин: Вот мы постарались подвести статистику, отбросили всякие бессодержательные вещи, вроде там всяких игрушек, елочек и посмотрели на те вещи, которые несли, может быть, такой-то месседж. Больше всего, конечно, российских флагов было. То есть, пользователи приветствовали президента, были настроены достаточно патриотично и благодушно. Но там были и вещи, которые несли какой-то определенный месседж, который мог президенту, возможно, не понравится. Ему часто присылали, например, картинку телевизора, который пожирает мозг. Возможно, пользователи перед этим посмотрели какой-нибудь из федеральных каналов. Они ему присылали статую Свободы, здесь тоже был достаточно прозрачный намек. Большой популярностью пользовалось изображение мозга. Здесь остается только гадать: либо это дань уважения уму Дмитрия Анатольевича, либо, наоборот, подарить мозг - это пожелание эти интеллектуальные способности увеличить.