Ясина: Вопрос тоже, видимо, будет к обоим. В течение последних лет – путинских лет, назовем – при всех лозунгах о том, что нужно поддерживать производительный класс, что нужно увеличивать производительность, ВВП расти и т.д., партия «Единая Россия» и, видимо, правительство - как это в Советском союзе вашем любимом говорили: «Партия и правительство» - гнобили как могли предпринимательский класс. Более 100 тысяч предпринимателей находятся в местах не столь отдаленных. Кто, кроме них, может поднимать страну – я не знаю. Я думаю, что никто. Это молодые мужики, которые сидят по одним и тем же статьям – 159-я часть 4, 176, отмывание, мошенничество. Все сфабриковано, все приписано. Жесткость в позициях партии и правительства по отношению к ним отчасти диктуется тем, что по тем же самым статьям сидят двое наших главных бизнес-заключенных – господа Ходорковский и Лебедев. Скажите мне оба вы, хотя опять же, не герои вы моего романа при всем вашем социализме совершенно – а как вы поведете себя, будь вы у власти, по отношению к Ходорковскому и Лебедеву? Как будете поддерживать в целом этот самый предпринимательский класс, от которого вообще-то вся страна зависит, и ваши социалистические милости людям могут посыпаться только из этого источника?
Миронов: Партия «Справедливая Россия» в своей программе четко показывает изведение всего налогового законодательства в пользу хозяйствующих субъектов, потому что сегодня налоговая система абсолютно несправедлива. Поэтому с точки зрения нормального существования бизнеса, в числе, малого и среднего, у нас огромный блок.
Ясина: Про заключенных давайте конкретно.
Миронов: Про заключенных все очень просто. Ходорковский виновен, я в этом абсолютно убежден. Но с моей точки зрения, он уже вину искупил, длительность срока, мне кажется, уже чрезмерна. Это моя точка зрения.
Ясина: Не буду спрашивать, почему виновен. По первому делу или по второму?
Миронов: По первому.
Удальцов: Наша позиция. Во-первых, итоги приватизации неправедные, грабительские, преступные.
Ясина: То есть пересматривать будем?
Удальцов: Обязательная ревизия, но не в каком-то диком формате – «все отнять и переделить». Надо расследовать, это вполне по силам государству, с подключением общественности, независимых экспертов. Как было приватизировано, по какой цене, законно, незаконно? Если все законно, смотреть: если это стратегическая отрасль - конечно, государство должно входить, брать на себя. Опять же, государство - не нынешнее, не надо путать нынешнее государство и как должно быть. Государство под контролем граждан – это совсем другое.
Ясина: Как же вы этого добьетесь?
Удальцов: Секунду, я на первый вопрос отвечаю. Если была неправедная, если по заниженным ценам все это приватизировались, другие нарушения – разные механизмы: можно компенсировать в бюджет, компенсационный налог во многих странах применяется. Не можешь компенсировать – отдавай государству, это вполне нормальная ситуация. Никакого насилия, но разумная ревизия нужна, потому что сегодня это один из залогов этой нашей социальной разобщенности. Люди не могут простить и понять, как какие-нибудь господа, не буду называть фамилии - условные Абрамовичи, Березовские и прочие, стали вдруг в одночасье миллиардерами. За счет чего, что они вложили? Они просто украли народную собственность и теперь за счет этого купаются в шоколаде. Это неправильно, это разобщит страну. Мелкий бизнес, малые предприниматели – надо опять же смотреть. Бизнес направлен на созидание, на производство – поддерживать, освобождать от налогов. Бизнес спекулятивный, финансовые махинации – это вообще надо пресекать и заканчивать с этим.
Ясина: То есть биржи закроют?
Удальцов: Сегодня, видите, весь мир страдает от финансовых спекуляций. Финансовые спекуляции надо максимально ограничивать всеми способами, в том числе, и преследованием по уголовному законодательству.
Макеева: Биржи закроются или нет?
Удальцов: Биржи - я думаю, постепенно надо от этого уходить.
Ясина: Отлично.
Макеева: Как же мы с миром будем общаться?
Удальцов: Еще раз повторю – постепенно. Разумная изоляция. Сегодня видите, как мир штормит? Нужны, в первую очередь, протекционистские меры, поддерживать своего производителя, свой бизнес. Биржи - в одночасье ничего не будет делаться, но постепенно от этих финансовых спекуляций надо уходить, я в этом глубоко убежден.