Российский МИД сегодня заявил, что будет требовать экстрадиции Виктора Бута в Россию. Накануне его признали виновным по всем пунктам обвинения и теперь Буту грозит пожизненное заключение. По мнению дипломатов, процесс шел с нарушениями и на судей сильно давили власти США.
От 25 лет до пожизненного. К такому наказанию теперь могут приговорить Виктора Бута. Присяжные признали россиянина виновным по всем четырем пунктам обвинения. А именно преступный сговор с целью убийства граждан США, сговор с целью убийства госслужащих и сговор с целью приобретения и продажи зенитных ракет. Также Бута назвали виновным в поставках оружия террористам из Колумбии. С этим согласились все 12 присяжных участвовавших в процессе.
В Америке российского гражданина называю "торговцем смерти". В Москве отношение к нему совсем иное. В официальных комментариях называют бизнесменом. В Министерстве иностранных дел, по всей видимости, руководствуются девизом - "своих не бросаем". Там обещают добиваться возвращения Виктора Бута на родину. В США бизнесмен был экстрадирован с нарушением закона и под беспрецедентным давлением со стороны американских властей. Кроме того, на российского гражданина во время следствия оказывалось не только психологическое, но и физическое воздействия, утверждают в МИДе.
Поставили под сомнение там и справедливость судебного разбирательства, да и само решение присяжных.
Лукашевич: Такое ощущение, что вокруг дела Виктора Бута, с прямой подачи структуры исполнительной власти США, целенаправленно нагнетался негативный фон, который препятствовал объективному рассмотрению фактов. Нельзя считать нормальными неоправданно жесткие условия содержания российского гражданина, явно призванные заставить его пойти на сделку с правосудием. Все это ставит под сомнением сами основания, на которых строилось обвинение и, соответственно, справедливость принятого судебного решения. Министерство иностранных дел России будет и далее предпринимать все меры для обеспечения законных прав и интересов Виктора Бута, как гражданина России.
В то же время какие конкретные действия будут приняты для защиты интересов Бута, в МИДе нашему корреспонденту сказать сегодня не смогли. Зато свои дальнейшие действия хорошо себе представляет защитник россиянина. Он сказал, что решение обязательно будет обжаловано.
Даян: Я могу сказать, что мы очень разочарованы тем вердиктом, который вынесли присяжные, однако это определенно не конец процесса. Мы подадим апелляцию на действия судьи. Обязательно обратимся в вышестоящую инстанцию - в Апелляционный суд США. Виктор считает, что это еще не конец, и что у него по-прежнему есть шанс, поскольку вердикт вынесен вопреки показаниям свидетелей защиты. Мы намерены добиваться справедливости в Апелляционном суде США.
Родственники Виктора Бута не пришли в суд на вынесение вердикта. Супруга россиянина рассказала, почему она так поступила.
Бут: Не хотела на самом деле плакать откровенно в зале, я не хотела, чтобы это видели эти присяжные, я не хотела, чтобы это видели те судебные приставы и агенты, которые были в зале. Последний визит, это было неделю назад в тюрьме. Когда я прилетела из Москвы, соответственно я ему сказала: «Ты знаешь, что бы ни случилось на самом деле, каким бы ни был вердикт, ты, пожалуйста, не сдавайся, потому что это не конец этой истории».
Само решение присяжных Алла Бут назвала произволом американской военщины. По ее словам, муж не ждал оправдательного вердикта, но надеялся, что его вину признают не по всем статьям. Теперь главный вопрос какое наказание изберет для Виктора Бута суд Нью-Йорка. Вынесение приговора назначено на 8 февраля.
Писпанен: Расскажите, пожалуйста, вы были сегодня в зале суда, расскажите, как воспринял Виктор такое решение присяжных?
Прилепская: Это было вчера на самом деле, по Америке. Он воспринял это решение спокойно, потому что, конечно, это решение было довольно ожидаемым, хотя не все думали, что именно таким единогласным, что по всем четырем пунктам он признан виновным. Все были расстроены, но спокойны - сам Виктор и его адвокат, и люди, которые сидели в зале, включая прессу, друзей семьи, сочувствующих и так далее.
Писпанен: Скажите, пожалуйста, а как вообще в принципе, пресса освещает этот процесс? В каких эпитетах?
Прилепская: Очень хорошую статью написал Ной Розенберг из «The New York Time», который как бы апеллирует к двойным стандартам, поскольку, естественно, что Виктор был субподрядчиком Америки в 2003-2004 годах и продавал оружие им для военных действий в Ираке. И спустя несколько лет буквально происходит кардинальные изменения ситуации, и он уже враг государства, и к нему так жестко относятся. Естественно, это вызывает ряд вопросов не только у прессы, но и у правозащитников, которые тоже находились в зале, которые следят за этим делом внимательно и досконально в нем разбираются. Они также выражали свое изумление и разочарование этим приговорам и говорили о двойных стандартах Америки.