В данной катастрофе названо множество различных факторов, которые в совокупности и привели к трагедии. То, что виновными отчасти объявят пилотов, такие версии называли еще несколько дней назад ряд СМИ, ссылаясь на свои источники в Межгосударственной авиационной комиссии.
По итогам расследования, один из пилотов нажимал на педаль тормоза ЯК-42, что и явилось причиной недостаточной скорости разгона. Кто - выяснить не удалось, отмечают эксперты комиссии. Более того, несмотря на то, что в команде один - командир, другой - второй пилот - оба они "являлись лидерами", а второй пилот был даже более авторитетен, что также повлияло на исход.
Одной из причин, почему нажимали на тормоз, называется плохая подготовка, но не в смысле опыта - просто до этого пилоты в основном летали на ЯК-40, в котором другая конструкция педали торможения. А переподготовка проводились формально, с большими перерывами. В этом обвиняется компания-владелец "ЯК-Сервис", которая не подготовила пилотов должным образом.
Однако родственники погибших, адвокаты и некоторые летчики не согласны с результатами расследования МАК.
Бойчук: Сразу скажу, что мы с отчетом не согласны. По нашему мнению, выводы не в ту сторону направлены. Надо смотреть в первоисточники. Нас что возмущает, что все исследования МАКа, они заключаются по конечному результату - виноват летчик и все! Никто не пытается докопаться до первопричин. А вот в этих расследованиях по ярославскому случаю, я тоже не вижу первопричин. Я только вижу следствие.
Родственники уже пообещали подать жалобу на пересмотр дела, если обвинят в крушении ЯК-42 пилотов. Они считают, что делается это для упрощения расследования.
Еще один фактор - второй пилот страдал полинейропатическим синдромом. С 2000 года у него отмечалось снижение рефлексов в ногах, а с 2005 – и на руках. С таким заболеванием полеты совершать запрещено. Более того, у него в крови обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему, запрещенный к применению пилотами.
Летчик-испытатель Магомед Толбоев, который участвовал в расследовании МАК, с результатами абсолютно согласен, в отличие от ряда коллег. На вопрос, как могли допустить к управлению самолетом пилота с таким заболеванием и принявшим запрещенный препарат, он ответил, что в России практически вообще никто никак никого не проверяет перед полетом - даже, например, на алкоголь, и все это на совести компаний, в данном случае - "ЯК-Сервис".
Толбоев: И никаких сомнений в решении МАКа быть не может. Он прокуренный, он выпивший, не выпивший - это никто не может определить. Для этого есть Росавиация, только ничего не проверяют. Я вам все расскажу: компания сама решает, кому лететь, как лететь, куда лететь. Никто никогда никого не проверяет! Летчиков, штурманов, бортинженеров никто не контролирует.
Также проверять пилотов должны были не в ярославском аэропорту Туношна - он был лишь пересадочным, а во Внуково, откуда пилоты вылетели. Как ДОЖДЮ сообщили в пресс-службе Внуково, все необходимые действия были сделаны, пилоты вылетали полностью соответствующими нормам и, по-видимому что-то случилось уже после вылета.
Если вернуться к расследованию МАК, то по их мнению, экипаж мог предотвратить трагедию, а самолет был полностью исправен.