Прямой эфир

Эксперт от ФСБ по делу «Финиста» обвинила Беркович и Петрийчук в «дискриминации русских мужчин»

Новости
197
11:14, 16.01.2024

«Коммерсант» ознакомился с новой экспертизой по делу режиссерки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, обвиняемых в оправдании терроризма из-за пьесы «Финист Ясный Сокол». Ее главный вывод состоит в том, что именно оправдание терроризма якобы было целью авторов спектакля, для достижения которой они использовали «различные способы убеждения».

Беркович и Петрийчук арестовали 5 мая. Изначально единственным доказательством в деле была экспертиза, проведенная религиоведом и создателем псевдонауки «деструктурология» Романом Силантьевым. Он усмотрел в спектакле радикальный исламизм, а также «пропаганду» радикального феминизма. Однако в итоге экспертизу признали ненаучной — и назначили новую.

Вторую экспертизу проводила криминалист экспертного подразделения УФСБ по Свердловской области Светлана Мочалова. Ее заключение в целом оказалось похоже на заключение Силантьева, отмечает издание. В частности, Мочалова пишет, что обвиняемые намеренно сформировали у зрителя «романтический образ боевика», чтобы сделать его «привлекательным для девушек».

Также в экспертизе несколько раз утверждается, что пьеса «однозначно негативно характеризует русских мужчин». В качестве примера Мочалова приводит такую фразу одного из персонажей: «Наши мужчины лучше всего умеют делать три вещи — критиковать, давать советы и навешивать чувство вины».

Кроме того, Мочалова сделала вывод, что главная героиня отсылает к традиционному фольклорному положительному образу, «которому следует подражать».

Адвокат обвиняемых Ксения Карпинская заявила, что она возмущена  качеством новой экспертизы. «Вывод эксперта о том, что "Финист Ясный Сокол" — сказка фольклорная, а значит, женщины ее посмотрят и начнут совершать террористические действия, абсурден. Сама эксперт — женщина, которая тоже посмотрела этот спектакль, но ничего такого не совершила», — сказала Карпинская.

Премьера спектакля «Финист Ясный Сокол» прошла в конце 2020 года. В декабре 2022 года спектакль получил театральную премию «Золотая маска» в номинациях «Лучшая работа художника по костюмам» и «Лучшая работа драматурга».