По данным «Би-би-си», эти люди были задержаны российскими военными при прохождении так называемой фильтрации, а иногда и просто на улицах по подозрению в «противодействии «специальной военной операции». По разным оценкам, их число может достигать от 4,5-7 тысяч до 25 тысяч человек.
Как отмечают журналисты, украинские мирные жители, оказавшиеся в плену, не являются официально обвиняемыми или осужденными по уголовным делам, поэтому найти их официальным путем невозможно.
Отмечается, что время, место и основание задержаний украинцев военными нигде формально не зафиксированы. Это следует из решений судов, с которыми ознакомились журналисты. К тем, кто был задержан без формальных обвинений, доступа у адвокатов фактически нет.
При этом в рамках обменов пленными между Украиной и Россией домой вернулись более 140 гражданских украинцев, отмечает омбудсмен Украины Дмитрий Лубинец. По словам адвоката Марии Эйсмонт, в большинстве известных ей случаев украинских военнопленных и гражданских содержали отдельно от других заключенных.
По данным проекта Every Human Being, 25-летний житель Мариуполя Иван Гончар был задержан во время фильтрации на российско-украинской границе в апреле 2022 года. Сотрудники организации пытались найти его через российское Минобороны. В ответе ведомства говорится, что информацию о местонахождении Гончара не могут предоставить третьим лицам, но он содержится «в соответствии с требованиями Женевской конвенции об обращении с военнопленными». Какое отношение Гончар, никогда не служивший в армии, имел к военнопленным, в Минобороны не пояснили.