Прямой эфир

«Важные истории»: семья Абрамовича владеет коллекцией картин почти на 1 млрд долларов. В ней есть полотна Пабло Пикассо, Клода Моне и Рене Магритта

Новости
274
10:53, 22.09.2023

Роман Абрамович и его бывшая жена Дарья Жукова через кипрский траст владеют коллекцией картин, среди которых есть полотна Пабло Пикассо, Клода Моне, Рене Магритта и других известных художников, выяснили «Важные истории» совместно с The Guardian и еще несколькими изданиями, изучив утечку файлов кипрского бизнес-регистратора MeritServus.

Абрамович и Жукова, основатели московского Музея современного искусства «Гараж», известны как коллекционеры и ценители живописи. В описи их коллекции, найденной журналистами, есть картины Люсьена Фрейда, Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Пабло Пикассо, Клода Моне и Рене Магритта.

Есть и картины, о принадлежности которых Абрамовичу раньше было неизвестно — например, «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. В 2000 году она была выставлена на аукцион, где ее купили за 17 млн долларов, но имя покупателя не разглашалось. В 2013 году, как следует из описи, картина уже принадлежала Абрамовичу.

По подсчетам The Guardian, на 2018 год Абрамович владел 367 произведениями искусства на сумму 963 миллиона долларов.

Коллекция картин, как выяснили журналисты, записана на компанию Seline-Invest, учрежденную на Британских Виргинских островах, а позже переехавшую на остров Джерси. Она, в свою очередь, контролируется кипрским трастом Ermis Trust Settlement. Он был учрежден еще в 2010 году, и его единственным бенефициаром был сам Абрамович. 

В начале 2021 года доли в трасте были поделены пополам между Абрамовичем и Жуковой, которые к тому моменту разошлись. Однако 4 февраля 2022 года, за три недели до начала войны, Абрамович уступил Жуковой 1%, снизив свою долю до 49%. Как поясняют опрошенные «Важными историями» эксперты, это решение, вероятно, было принято, чтобы уменьшить санкционные риски — в ряде стран бенефициар с 49% владения может избежать конфискации активов.

Где находится коллекция — неизвестно. Эксперт в области арт-рынков, с которой поговорили журналисты, отмечает, что люди лишились возможности увидеть эти произведения, поскольку траст, распоряжающийся картинами, вероятно, больше не может предоставлять их музеям.