На фоне заседания Совбеза и обращения Владимира Путина к россиянам о признании Россией независимости самопровозглашенных ДНР и ЛНР рубль вновь начал падать буквально в прямом эфире, а вместе с ним и акции российских компаний. Готовы ли россияне платить за войну с Украиной, и во сколько может обойтись экономике России новый виток кризиса в Донбассе и признание независимости самопровозглашенных ДНР и ЛНР, спросили у Евгения Гонтмахера, доктора экономических наук и члена экспертной группы «Европейский диалог».
Эксперт предполагает, что российские граждане не будут платить за военные действия в Донбассе. Неслучайно, на его взгляд, правительство копило деньги, хотя, казалось бы, «в ковидную эпоху, когда нужно тратить на поддержку населения, почему так много складывают в копилку». Фонд национального благосостояния (ФНБ) насчитывает, по словам Гонтмахера, 15 триллионов рублей, и «он рос даже в самые пиковые периоды ковида». Когда обсуждалась эта ситуация, многие, по словам экономиста, понимали, что откладывается на «черный день». Стоит помнить, что в стране профицит бюджета, отмечает Гонтмахер, и лишь часть средств из ФНБ пойдет на то, чтобы «покрыть финансовые затраты на прием, обустройство и проживание беженцев».
Очевидно, что теперь, по мнению экономиста, денежные вливания в ЛНР и ДНР будут вестись открыто, и, как это было прежде, составят примерно 1,5 триллиона рублей на 3 года.
На будничной жизни все эти экономические процессы отразятся самым негативным образом, считает эксперт. «Усилится рост цен, реальные доходы населения будут падать, – отмечает Гонтмахер, добавляя, что «нынешняя ситуация напоминает ту, что была в 2014 году, когда произошло присоединение к России Крыма». Тогда, по словам эксперта, и «началось падение реальных доходов населения, часть пенсионных взносов, которые шли на накопительную часть, была перенаправлена, как сказал Силуанов, на Крым». Еще одним фактором, по мнению экономиста, способным оказать сегодня отрицательное влияние на экономику внутри страны, является продолжительное присутствие российских войск на границе с Украиной. Это, по словам Гонтмахера, повышает риск прямого военного контакта. Если возникнет широкомасштабное столкновение, то, по словам эксперта, вся экономика «будет валиться».
«Доллар и евро уже несколько месяцев укрепляются по отношению к рублю, что объясняется геополитическими рисками», – полагает Гонтмахер. Сегодня и завтра, по его словам, стоит ожидать новых санкций как со стороны США, так и стран ЕС. Следует быть готовыми, по словам экономиста, и к точечным санкциям для отдельных лиц или компаний, и к более жестким пакетным ограничениям в виде санкций против энергетического сектора или банковской сферы, что означало бы запрет на ввоз импортной техники и остановку всей внешней торговли.
«Американцы могут запретить поставлять в Россию микрочипы, которые изготовлены по американской лицензии, – поясняет Гонтмахер, – это будет очень сильный удар, который означал бы остановку импорта в Россию не только компьютеров и современных гаджетов, но и бытовой техники, поскольку американцы обладают патентами на многие составляющие». Санкции в отношении газового сектора – это тоже часть жесткого пакета санкций. Но они коснутся действующих газопроводов, потому что Северный поток – 2, по мнению эксперта, в ближайшее время не заработает, поскольку у него отсутствует обязательная сертификация. Представить реализацию этой части санкций, как считает экономист, сложно по причине сильной зависимости Европы от поставок российского газа. Это самый худший сценарий санкций, убежден экономист, но пока он маловероятен. Он возможен, уточняет Гонтмахер, лишь в случае полномасштабной войны.
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС