Российская экономика сложно реагирует на информацию о возможной войне, разнообразных новостях о напряжении на границе с Украиной или даже отводе войск от нее. Курс рубля нестабилен, инфляция растет, а как результат — на фоне всего этого покупательная способность населения страны продолжает падать. Узнали, каких препятствий стоит ожидать для российской экономики в будущем, и как геополитика может отразиться на доходах граждан, у Сергея Гуриева, профессора экономики парижского Института политических исследований.
Профессор склонен видеть в проблемах российской экономики политическую составляющую. «Нужно кардинальное изменение политических и правовых институтов, без этого ситуация не улучшится», — уверен он.
Гуриев убежден, что та ситуация кризиса, что возникла вокруг Украины, создана «Владимиром Путиным, чтобы отвлечь внимание от внутренних российских проблем: борьба с пандемией провалена, доходы населения не растут, в стране тысяча политзаключенных».
Фондовый и валютный рынок, по мнению Гуриева, крайне негативно реагируют «на геополитические авантюры российского руководства». Сам «тот факт, что вероятность войны не равна нулю, приводит к тому, что рубль лихорадит, — полагает эксперт. Он уверен, что рубль при нынешних ценах на нефть должен стоить больше.
Напряженность, которая стала рычагом влияния, новой политической стратегией, по мысли Гуриева, напрямую отражается на состоянии экономики. Причем напряженность связана не только с ситуацией вокруг Украины, «это не только концентрация войск, это и кибератаки, и вмешательство в выборы», считает он.
Некоторая успокоенность, связанная с заявлением Путина об отводе войск, на Западе не воспринимается как сигнал к началу мирного разрешения украинского конфликта. Гуриев полагает, что просто происходит передислокация войск. «Разговоры о санкциях продолжаются, только что говорили об отмене золотых виз — поясняет Гуриев, — а значит пока рано рассчитывать, что ситуация резко улучшится».
Но к санкциям, в отличие от 2014 года, Россия, по словам Гуриева, сегодня готова лучше. «У российского Центробанка огромные валютные резервы, суверенный фонд, Фонд национального благосостояния тоже вырос, — объясняет эксперт, — и самое главное — цены на нефть 95 долларов за баррель, а бюджет без дефицита сводится при 44 долларах. То есть каждый день российский Минфин отправляет в Фонд национального благосостояния все больше и больше долларов».
Гуриев уверен, что с введением антироссийских санкций «никакой макроэкономической катастрофы не произойдет, но людям нужно попрощаться с ростом доходов».
Новые санкции вполне вероятны, по мысли Гуриева, как ответная реакция мировой общественности на признание независимости самопровозглашенных ЛНР и ДНР. Официальное подтверждение Россией нового статуса этих территориальных образований Украины означало бы «отказ от Минских соглашений и нарушение суверенитета украинского государства», а, следовательно, и жесткий санкционный пакет.
Помимо этого, на Западе недовольны тем, что нависшая искусственно созданная угроза войны отвлекает ряд государств от решения важных вопросов, таких как саммит лидеров Евросоюза и африканских лидеров, говорит Гуриев. Но «для любого европейского лидера война в Европе — неприемлемый сценарий, поэтому они будут ездить на переговоры, чтобы это предотвратить».
Фото: Сергей Гуриев / Facebook