Накануне прошли переговоры между Владимиром Путиным и канцлером Германии Олафом Шольцем об эскалации конфликта с Украиной и гарантиях безопасности в Европе. В то же время западные СМИ со ссылками на источники в разведке утверждали, что Россия планирует вооруженное наступление на Украину в ночь с 15 на 16 февраля, но ничего не произошло. В США сразу начали оправдывать заявления об этом и объяснять все тем, что Кремль решил отступить, когда СМИ открыто заявили о его планах. В эфире Дождя писатель Станислав Белковский прокомментировал последние события в геополитическом пространстве.
Писатель считает, что ситуация в Украине несколько разрядилась на фоне не случившегося 16 февраля нападения России. «Карибский кризис 21-22 годов подошел к точке кульминации, — рассуждает Белковский, — а в этой точке нужно было избежать войны, что сторонам героически удалось». Он предполагает, что часть дезинформации относительно возможного начала военных действий России «вбрасывалась российской стороной через западные СМИ».
«Планы вторжения, безусловно, сливались западным коллегам российских спецслужб, попадая в западные СМИ, в результате чего и нагнеталась паника, — заявляет Белковский.
Информационная политика, по мысли Белковского, замкнется на постоянных предположениях о дате начала вероятной российской военной агрессии. Писатель добавляет, что, на его взгляд, война между Россией и Украиной «уже идет с весны 2014 года, и ее можно квалифицировать как четвертую мировую, гибридную», напоминая, что третьей мировой была холодная война, а именно — противостояние СССР и США.
Белковский уверен, что «открытого вторжения войск на территорию Украины не будет», поскольку этим невозможно решить задач, которые поставил себе Кремль. Именно поэтому Россия, по словам Белковского, выбрала путь нагнетания напряженности как действенного метода получения от Запада уступок. Среди тех, которые уже удалось получить, писатель называет отсутствие в переговорных процессах с Западом темы российской оппозиции и Навального, темы применения химического оружия вопреки конвенции о его запрещении. Также серьезно обсуждается между Россией и Западом вопрос о запрете вступления в НАТО Украины, Грузии и Молдовы, говорит Белковский. Он полагает, что до всех этих маневров с угрозой военного вторжения в Украину Кремль вряд ли мог рассчитывать на ведение диалога с Западом по своим правилам. Путин показывает, что «готов пойти на уступки в ситуации, когда Запад уже пошел на определенные уступки по отношению к нему, сам того не заметив».
США в лице президента Байдена также заинтересованы, по мнению Белковского, в том, чтобы в преддверии выборов в Конгресс выступить миротворцами, предотвратившими большую войну в Европе. Однако Белковский уверен, что «невозможность большой войны была очевидна для всех».
Писатель рекомендует не доверять и сообщениям о том, что якобы китайский лидер просил Путина не начинать военных действий во время Олимпиады в Пекине. Хотя он считает, что «общественное сознание подготовлено к восприятию ряда фейков», особенно если они исходят из авторитетных источников. Так происходит, по мнению Белковского, от того, что эти фейки отвлекают от действительности.
«Всегда легче участвовать в виртуальной войне, чем в той, что находится у тебя на пороге».
Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»