В ночь возможного военного вторжения в Украину, которое прогнозировали западные СМИ, ссылаясь на разведку своих стран, президент США Джо Байден выступил в своем телеобращении к россиянам. В нем он отметил то, что США и НАТО не являются врагами России и ее граждан, а также не планируют размещать на территории Украины ракеты и другие вооружения. Пресс‑секретарь российского президента Дмитрий Песков не оставил это без внимания: «Путин не собирается по примеру Байдена выступать с обращением к миру и американцам, поскольку это неразумно». Обсудили сложившуюся ситуацию в ходе нереализованной войны с Александрой Филиппенко, старшим научным сотрудником Института США и Канады РАН.
«Для Кремля важно проводить операции тайно»: политолог объяснила, как заявления Байдена по Украине могли предотвратить возможное вторжение
Обращение Байдена к россиянам — это попытка объяснить американским гражданам, что происходит, и показать, что президент США «держит руку на пульсе», остается лидером мирового сообщества, в том числе Североатлантического альянса, полагает Александра Филиппенко, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН.
Это заявление говорит о том, что для США все происходящее крайне важно. В преддверии ноябрьских выборов в Конгресс для Байдена важно хорошо выступить, а проведение военной операции в Европе грозит снизить рейтинг президента, чего он хотел бы избежать. Поэтому для Байдена было важно показать этим обращением, что «все под контролем», рассуждает политолог. Вместе с тем, «не стоит недооценивать американских политиков и предполагать, что они не знают, каким образом в России распространяются новости», считает Филиппенко: в Америке хорошо отдают себе отчет в том, что это обращение будет представлено (в первую очередь, российским официальным телевидением) в удобном для Кремля свете.
Филиппенко называет все происходившее в последние недели вокруг теоретического вторжения России в Украину алармизмом, который сыграл решающую роль: «Здесь проигрыш в медийном поле — это, тем не менее, выигрыш в дипломатическом поле». «Для Москвы важно проводить такие операции тайно или как с ДНР и ЛНР, когда Россия не признает себя частью конфликта. А когда на это обращается такое внимание, буквально все политики говорят об этом, пресса шумит и называют даже точные даты [военного вторжения], то для Кремля это очень непривычная ситуация, в которой он не знает, как себя вести».
В сложившейся ситуации Москве «проще отойти, сделать полшага назад», поэтому вся эта шумиха с политической, политологической и дипломатической точек зрения — «ход очень правильный, который обезоруживает Кремль». «Может быть, президент Байден и выглядит алармистом, но есть впечатление, что именно благодаря этому алармизму ничего не произошло», — считает Филиппенко. По ее словам, многие американские политологи отмечали, что реальной опасности военного вторжения не существует, но «нужно оставаться начеку». Теперь важно продолжать дальнейшие обсуждения, касающиеся стратегической стабильности, чтобы на фоне всего происходящего продолжался диалог Россия-НАТО, говорит Филиппенко.
Фото: REUTERS / Kevin Lamarque