В ИК-2 Владимирской области проходит выездное заседание сразу по двум делам против Алексея Навального: по делу о мошенничестве, согласно которому оппозиционер использовал пожертвования своего фонда на собственные нужды, и по делу о неуважении к суду, которое по мнению обвинения Навальный проявил на заседании по делу об оскорблении ветерана. Адвокат политика Ольга Михайлова уже назвала рассмотрение дела в колонии «беспрецедентным случаем». Обсудили происходящее с соратником Алексея Навального Иваном Ждановым.
Часть с оскорблениями судьи и участников процесса, по словам Жданова, добавили для объема уже имеющегося дела о мошенничестве. «Статья 159 часть 4 – это достаточно тяжкая статья, обычно по таким статьям десятки томов уголовного дела, – поясняет юрист, – здесь же отсутствуют материалы дела, потому что не показывают, если Навальный похитил эти 356 миллионов, как он тратит их». Обвинение строилось на показаниях четырех потерпевших, говорит Жданов, и томов просто не хватало. Именно поэтому «они [сторона обвинения] добавили оскорбление просто для того, чтобы увеличить массивность дела». Обычно, по словам правозащитника, такие разные дела не совмещают в один процесс, такого в практике не бывает.
Процесс необычен еще и своей локацией – он проходит в колонии, где находится главный обвиняемый, но при этом на него допускаются журналисты. Жданов полагает, что это связано с тем, что «несмотря на допуск журналистов в зал, сама трансляция будет ограничена». «На свидетелях, на потерпевших эту трансляцию будут выключать, – предполагает юрист. «Весь смысл, – уточняет Жданов, – заключается в лимитированном доступе к информации, чтобы не было красивой картинки, как Алексей выступает, а еще в беспокойстве относительно протестов».
Жданов не исключает возможность митингов в поддержку Навального, он говорит о высокой эмоциональности подобных протестов, но не уверен, настроены ли сейчас люди подобные действия.
Относительно потерпевших, перечислявших донаты на счет Навального, юрист делает вывод, что из четырех человек «двое – подставные люди, потому что один из них внес миллион двадцать тысяч рублей наличными в кассу на счет, который мы нигде не публиковали, ровно за один день до возбуждения уголовного дела». Такая же ситуация и со вторым потерпевшим, «который просто внес пятьдесят тысяч рублей на счет специально, чтобы потом подать иск в суд и заявление на мошенничество». Двое других людей, жертвовавших денежные средства на счет Навального, «это реальные сторонники, на которых просто надавили уголовным делом». Но в деле о мошенничестве, подчеркивает Жданов, нет никаких указаний на растрату донатов.
Совпадение процесса над Алексеем Навальным с напряжением ситуации вокруг Украины Жданов не склонен считать случайным. «Это сделано для того, чтобы к процессу не было приковано такого большого внимания одновременно с происходящими международными событиями», – объясняет юрист. И добавляет, что «процесс пройдет стремительно, максимально непублично, и на следующей неделе мы увидим приговор».
Фото: Михаил Шевелев / Дождь