В новом выпуске программы «Деньги. Прямая линия» Маргарита Лютова и директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой поговорили о том, как скоро российская валюта сможет восстановиться в случае деэскалации внешнеполитического кризиса, и как ужесточение денежно-кредитной политики Центробанка РФ сможет повлиять на снижение уровня инфляции.
Если мы услышим деэскалационную риторику российских властей, то одной этой новости будет достаточно для того, чтобы валютный курс быстро вернулся на отметку 74-75 рублей за доллар, считает Дмитрий Полевой, директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест».
Текст последнего заседания Федеральной резервной системы (ФРС), который опубликуют на этой неделе, не будет иметь какого-то серьезного влияния на рубль, говорит эксперт. Что касается предстоящего мартовского заседания ФРС, то здесь «есть некоторая интрига относительно того, насколько ФРС может повысить ставку — на 25 или (более агрессивный шаг) на 50 базисных пунктов» — этот фактор также добавляет волатильности, но с учетом того, что российский Центробанк уже с прошлого года уверенно повышает ставку, он будет иметь существенно меньшее значение, чем фактор геополитики.
По словам Полевого, обновленный прогноз ЦБ предполагает, что в базовом сценарии ставка может вырасти до 10,5% в ближайшие месяцы, а в инфляционном сценарии — до 12% в течение нескольких месяцев и оставаться на этом повышенном уровне до конца 2022 года. По ожиданиям экспертов, инфляция в стране будет постепенно стабилизироваться и далее замедляться. Многое будет зависеть от глобальной инфляционной картины, но тем не менее комбинация постоянного ужесточения денежно-кредитной политики и ограниченный потенциал для роста именно потребительского спроса в России будут создавать условия для замедления инфляции. В текущих условиях, когда инфляционные ожидания высоки, Центробанку нужна еще более высокая ставка для того, чтобы повысить привлекательность депозитов. Пока же люди в условиях высоких инфляционных ожиданий активно кредитуются, что подпитывает спрос и поддерживает внутреннюю инфляцию.
«Номинальная динамика кредитов должна соотноситься с номинальной динамикой доходов, а у нас в последние два года кредиты растут более высокими темпами, чем доходы населения», — говорит Дмитрий Полевой.
«Центробанк вполне логично следует той цели, которую он должен достигать, — как можно быстрее вернуть инфляцию к 4%». Однако помимо Центробанка, есть и другие факторы, сдерживающие экономическую активность: компании зачастую не готовы инвестировать и прибыли, которые они заработали в прошлом году, они с большой вероятностью будут направлять не столько на инвестиции, сколько на дивиденды, чтобы опять подстраховаться на случай негативных и непредвиденных сценариев. «Это действительно серьезный фактор, который все последние годы сильно ограничивал возможности российской экономики, а в текущих условиях он становится еще более ограничительным», — резюмирует Полевой.